Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы

  • Юлия Александровна Черненко Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  • Дарья Игоревна Сапрыкина Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Ключевые слова: буллинг, травля, агрессивное поведение, насилие в школе, учитель, образовательный процесс, отношения «учитель» - «ученик», нарушение прав учителя, коммуникативные практики

Аннотация

Данная статья представляет результаты количественного этапа исследования, посвященного изучению феномена буллинга (травли) учителей со стороны учеников в российских школах. В рамках исследования была разработана первая в России анкета, позволяющая не только измерить распространенность данного феномена, но и получить данные о факторах, которые могут влиять на изучаемое явление. Одним из основных выводов исследования стала демонстрация зависимости материального положения учителя и вероятности стать жертвой травли – учителя с низким материальным доходом находятся в группе риска. Детализация форм буллинга, с которыми учителя сталкиваются чаще всего, может стать отправной точкой в разработке конкретных коммуникативных стратегий защиты от травли.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Юлия Александровна Черненко, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

кандидат филологических наук, приглашенный преподаватель, Департамент медиа, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Дарья Игоревна Сапрыкина, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

эксперт Проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Литература

Бочавер А. А., Хломов К. Д. (2013). Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10 (3), С. 149-159.
Дахин А. Н. (2015). Буллинг в школе и не только. Сибирский педагогический журнал, 6, С. 208-214.
Жарова Д. В., Терех Е. Ю. (2018). Психологические особенности подросткового буллинга. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 1 (19), С. 79-84.
Кон И.С. (2006). Что такое буллинг и как с ним бороться? Семья и школа, 11, С. 15-18.
Кутявина Е. Е., Курамшев А. В. (2013). Проблема насилия в школе глазами учителей. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4 (32), С. 45-50.
Митин Г. В. (2016). Школьное насилие: роль учителя. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 26 (2), С. 119-123.
Протасов В. С., Кувалдина Е. А. (2012). Исследование престижа педагогической профессии среди учащихся современной школы. Вестник Вятского государственного университета, 2-3, С. 6-8.
Chen J.-K., Astor R. A. (2009). Students’ reports of violence against teachers in Taiwanese schools. Journal of School Violence, 8(1), P. 2-17.
De Wet C. (2010). Victims of educator-targeted bullying: a qualitative study. South African Journal of Education, 30, P. 189-201.
Dzuka J., Dalbert C. (2007). Student violence against teachers: teachers’well-being and the belief in a just world. European Psychologist, 12, P. 253-260.
Fisher K., Kettl P. (2003). Teachers’ perceptions of school violence. Journal of Pediatric Health Care, 17, P. 79-83.
James D. J., Lawlor M., Courtney P., Flynn A., Henry B., Murphy N. (2008). Bullying behaviour in secondary schools: what roles do teachers play? Child Abuse Review, 17, P. 160-173.
Khoury-Kassabri M., Astor R. A., Benbenishty R. (2009). Middle Eastern adolescents’ perpetration of school violence against peers and teachers: a cross-cultural and ecological analysis. Journal of Interpersonal Violence, 24, P. 159-182.
Lahelma E., Palmu T., & Gordon T. (2000). Intersecting power relations in teachers’ experiences of being sexualized or harassed by students. Sexualities, 3, P. 463-481.
Mooij T. (2011). Secondary school teachers’ personal and school characteristics, experience of violence and perceived violence motives. Teachers and Teaching: Theory and Practice, 17, P. 227-253.
Olweus D. (1993). Bullying at school: What we know and what we can do. Oxford, UK: Blackwell.
Robinson K. (2000). ‘Great tits, Miss!’ The silencing of male students’ sexual harassment of female teachers in secondary schools: a focus on gendered authority. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 21, P. 75-90.
Terry A. A. (1998). Teachers as targets of bullying by their pupils: a study to investigate incidence. British Journal of Educational Psychology, 68, P. 255-268.
Tsouloupas C. N., Carson R. L., Matthews R., Grawitch, M. J., Barber, L. K. (2010). Exploring the association between teachers’ perceived student misbehaviour and emotional exhaustion: the importance of teacher efficacy beliefs and emotion regulation. Educational Psychology, 30, P. 173-189.
Türküm, A. S. (2011). Social supports preferred by the teachers when facing school violence. Children and Youth Services Review, 33, P. 644-650.
Опубликован
2018-09-16
Как цитировать
ЧерненкоЮ. А., & СапрыкинаД. И. (2018). Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(2), 136-150. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/8075
Раздел
Научные статьи