Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы
Аннотация
Данная статья представляет результаты количественного этапа исследования, посвященного изучению феномена буллинга (травли) учителей со стороны учеников в российских школах. В рамках исследования была разработана первая в России анкета, позволяющая не только измерить распространенность данного феномена, но и получить данные о факторах, которые могут влиять на изучаемое явление. Одним из основных выводов исследования стала демонстрация зависимости материального положения учителя и вероятности стать жертвой травли – учителя с низким материальным доходом находятся в группе риска. Детализация форм буллинга, с которыми учителя сталкиваются чаще всего, может стать отправной точкой в разработке конкретных коммуникативных стратегий защиты от травли.
Скачивания
Литература
Дахин А. Н. (2015). Буллинг в школе и не только. Сибирский педагогический журнал, 6, С. 208-214.
Жарова Д. В., Терех Е. Ю. (2018). Психологические особенности подросткового буллинга. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 1 (19), С. 79-84.
Кон И.С. (2006). Что такое буллинг и как с ним бороться? Семья и школа, 11, С. 15-18.
Кутявина Е. Е., Курамшев А. В. (2013). Проблема насилия в школе глазами учителей. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4 (32), С. 45-50.
Митин Г. В. (2016). Школьное насилие: роль учителя. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 26 (2), С. 119-123.
Протасов В. С., Кувалдина Е. А. (2012). Исследование престижа педагогической профессии среди учащихся современной школы. Вестник Вятского государственного университета, 2-3, С. 6-8.
Chen J.-K., Astor R. A. (2009). Students’ reports of violence against teachers in Taiwanese schools. Journal of School Violence, 8(1), P. 2-17.
De Wet C. (2010). Victims of educator-targeted bullying: a qualitative study. South African Journal of Education, 30, P. 189-201.
Dzuka J., Dalbert C. (2007). Student violence against teachers: teachers’well-being and the belief in a just world. European Psychologist, 12, P. 253-260.
Fisher K., Kettl P. (2003). Teachers’ perceptions of school violence. Journal of Pediatric Health Care, 17, P. 79-83.
James D. J., Lawlor M., Courtney P., Flynn A., Henry B., Murphy N. (2008). Bullying behaviour in secondary schools: what roles do teachers play? Child Abuse Review, 17, P. 160-173.
Khoury-Kassabri M., Astor R. A., Benbenishty R. (2009). Middle Eastern adolescents’ perpetration of school violence against peers and teachers: a cross-cultural and ecological analysis. Journal of Interpersonal Violence, 24, P. 159-182.
Lahelma E., Palmu T., & Gordon T. (2000). Intersecting power relations in teachers’ experiences of being sexualized or harassed by students. Sexualities, 3, P. 463-481.
Mooij T. (2011). Secondary school teachers’ personal and school characteristics, experience of violence and perceived violence motives. Teachers and Teaching: Theory and Practice, 17, P. 227-253.
Olweus D. (1993). Bullying at school: What we know and what we can do. Oxford, UK: Blackwell.
Robinson K. (2000). ‘Great tits, Miss!’ The silencing of male students’ sexual harassment of female teachers in secondary schools: a focus on gendered authority. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 21, P. 75-90.
Terry A. A. (1998). Teachers as targets of bullying by their pupils: a study to investigate incidence. British Journal of Educational Psychology, 68, P. 255-268.
Tsouloupas C. N., Carson R. L., Matthews R., Grawitch, M. J., Barber, L. K. (2010). Exploring the association between teachers’ perceived student misbehaviour and emotional exhaustion: the importance of teacher efficacy beliefs and emotion regulation. Educational Psychology, 30, P. 173-189.
Türküm, A. S. (2011). Social supports preferred by the teachers when facing school violence. Children and Youth Services Review, 33, P. 644-650.