Развитие исследований коммуникаций в социальных контекстах отечественной психологии

  • Ольга Тимофеевна Мельникова Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
  • Дмитрий Александрович Хорошилов Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: психология, массовая коммуникация, интернет, телевидение, журналы, радио, отношение к медиа

Аннотация

В статье анализируется история и современное состояние психологических исследований массовых коммуникаций. Оптика анализа задается социально-психологической концепцией Г.М. Андреевой, раскрывающей взаимосвязь между социальным познанием и социальными изменениями. Транзитивность, нестабильность и неопределенность актуальной ситуации развития российского общества определяет поворот к качественной методологии и методам исследования социальных представлений и образа социального мира, конструируемого в СМИ. Приводятся обобщающие результаты авторских исследований, которые позволяют сделать общий вывод о том, что отношение к СМИ становится центральной составляющей социальных представлений в современном обществе (вне зависимости от транслируемой информации). Эти психологические данные вновь подтверждают формулу М. Маклюэна – «средство коммуникации есть сообщение».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ольга Тимофеевна Мельникова, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

доктор психологических наук, профессор факультета психологии

Дмитрий Александрович Хорошилов, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии

Литература

Андреева Г.М. (2005). Психология социального познания. Москва.
Андреева Г.М (2009). Социальная психология сегодня: поиски и размышления. Москва.
Андреева Г.М. (2013). Социальное познание и социальные проблемы. Национальный психологический журнал. № 1(9). С. 39–49.
Богомолова Н.Н. (2010). Социальная психология массовой коммуникации. Москва.
Емельянова Т.П. (2016). Социальные представления: история, теория и эмпирические исследование. Москва.
Заславская Т.И. (2004). Современное российское общество: социальный механизм трансформации. Москва.
Маклюэн М. (2018). Понимание медиа. Внешние расширения человека. Москва.
Марцинковская Т.Д. (2016). Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. Москва.
Мельникова О.Т. (2007). Фокус-группы: методы, методология, модерирование. Москва.
Мельникова О.Т., Ерохин Д.О. (2012). Качественные методы как инструмент изучения ценностных ориентаций. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 1. С. 19–28.
Мельникова О.Т., Фетисова Е.А. (2010). Проективные методики в качественном исследовании отношения подростков к телевидению и интернету. Вопросы психологии. №5. С. 130–137.
Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. (2013). Предмет качественного исследования как методологическая проблема социальной психологии. Национальный психологический журнал. № 1. С. 50–61.
Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. (2015). Диагностика психологических последствий влияния информационных технологий на человека. Москва.
Соколова Е.Т. (2015). Клиническая психология утраты Я. Москва.
Солдатова Г.В., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. (2017). Цифровое поколение России: Компетентность и безопасность. Москва.
Социальная психология (2007). Санкт-Петербург.
Уварова А.С. (2008). Качественные методы исследования мотивации обращения к СМИ: магистерская диссертация на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва.
Холмогорова А.Б. (Ред.). (2016). Социальное познание как высшая психическая функция и его развитие в онтогенезе. Москва.
Шерковин Ю.А. (1973). Психологические проблемы массовых информационных процессов. Москва.
Giles D. (2003). Media psychology. Lawrence Erlbaum Associates, London.
Hall S. (1997). Representation: Cultural Representation and Signifying Practices. Open University Press, Buckingham.
Hodgetts D., Chamberlain K. (2014). Analysing News Media. The Sage handbook of qualitative data analysis. London: Sage. 2014: Pp. 380–393.
Hodgetts D., Radley A., Cullen A. (2006). Life in the shadow of the media: Images of street homelessness in London. European Journal of Cultural Studies. № 9 (4). Pp. 517–536.
Knoblauch H., Tuma R., Schnettler B. (2014). Video Analysis and Videography. The Sage handbook of qualitative data analysis. London: Sage: Pp. 435–449.
Livingstone S., Bovill M. (1999). Young people, new media. Report of the research project: children, young people and the changing media environment. London: London school of economics.
Banks M. (2014). Analysing images. The Sage handbook of qualitative data analysis. London: Sage: Pp. 394–408.
Mondada L. (2007). Multimodal resources for turn-taking: Pointing and the emergence of possible next speakers. Discourse Studies. № 9 (2). Pp.: 195–226.
Rose G. (2012). Visual Methodologies: An Introduction to Researching with Visual Materials. London: Sage.
Schreier M. (2014). Qualitative Content Analysis. The Sage handbook of qualitative data analysis. London: Sage: Pp.170–183.
Winter R. (2014). Cultural Studies. The Sage handbook of qualitative data analysis. London: Sage: Pp. 247–261.
Опубликован
2018-08-16
Как цитировать
МельниковаО. Т., & ХорошиловД. А. (2018). Развитие исследований коммуникаций в социальных контекстах отечественной психологии. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(2), 45-64. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/7921
Раздел
Научные статьи