Мемология как способ экспликации интернет-идеологии: методология декомпозиции политического интернет-мема
Аннотация
В данном исследовании рассмотрены методы экспликации и анализа политических интернет-мемов (ПИМ) — распространенных в сети коммуникативных единиц как знаковых конструкций. В первую очередь, автор коснется стойкости соотнесения понятия «мем» и семиологической системы через уточнение данных понятий и переход от принятого обозначения меметики к мемологии. В данном исследовании выдвигается гипотеза о существенной взаимосвязи между ПИМ и идеологическими предпосылками, а также о способах интенсификации их в интернет-пространстве.
В методологической части рассмотрена кодовая образная система представления информации и знаний на ее основе, а также высказаны предположения, почему их называют искусственно сформулированными идеологическими конструктами. Далее автор переходит к отождествлению представленных знаковых форм — мемов — как не нейтральных элементов в отношении трансляции этих знаний с использованием идеологических установок и представляет интернет-идеологию как способ знания, а интернет-мем как способ трансляции данного знания.
Автор предполагает, что актуальность, краткость, метафоричность и универсальность — необходимые условия для популярного интернет-мема, и последовательно переходит к критериям классификации ПИМ, разделяя их на категории: ось, функция сообщения, риторические приемы. Также в статье рассмотрены подходы к оценке эффективности ПИМ, такие как контекст, отклик и эмоции, то есть сформулированы основные критерии категоризации и анализа интернет-мемов. На примерах ПИМ из сети интернет автором сформирована таблица с последующим анализом и выводами.
Скачивания
Литература
Докинз, Р. (1993). Эгоистичный ген. Мир.
Жеребило, Т. (ред.). (2010). Словарь лингвистических терминов. ООО Пилигрим.
Зиновьев, А. (2018). Идеология партии будущего. Алгоритм.
Канашина, С. (2018). Роль интернет-мемов в процессе политических выборов. Политическая лингвистика, 1(67), 67–73. https://doi.org/10.26170/pl18-01-07
Кастельс, М. (2020). Власть коммуникации. Изд. дом ВШЭ.
Колозариди, П. (2016). Мем о бесславии. Логос, 26(6), 219–235. https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/2uklh3jlt0/direct/201837656.pdf
Манойло, А. (2021). Информационные войны и психологические операции. Руководство к действию. Горячая линия — Телеком.
Молчанова, Г. (2017). Когнитивный рефрейминг как эффективное средство предвыборной аргументации (сопоставительный аспект). Вестн. Моск. ун-та. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 19(3), 7–15. https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnyy-refreyming-kak-effektivnoe-sredstvo-predvybornoy-argumentatsii-sopostavitelnyy-aspekt
Нежданов, И. (2016). Технологии информационных войн в интернете. http://bash.rosmu.ru/activity/attach/events/1283/01.pdf
Олешкова, А. (2017). Интернет-мем как способ воспроизводства культуры. Общество: философия, история, культура, (8), 164–166. https://doi.org/10.24158/fik.2017.8.36
Петров, М. (2004). Язык, знак, культура. Едиториал УРСС.
Рашкофф, Д. (2003). Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. Ультра. Культура.
Розенталь, М., и Юдин П. (ред.). (1955). Краткий философский словарь. Гос. изд. политической литературы.
Розин, В. (2001). Семиотические исследования. Пер Сэ; Университетская книга.
Федякова, И., и Безбородова, С. (2020). Интернет-мемы как особая форма выражения коммуникативных целей интернет-пользователей. Л. Г. Юсупова, Ю. М. Мясникова (ред.), Актуальные вопросы лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков в вузе: Материалы III Международной научно-практической конференции (cc. 195–200). УГГУ. http://science.ursmu.ru/source/umid/doc/itog/Lingva2020.pdf
Швейцер, А. (2012). Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. Книжный дом Либроком.
Шомова, С. (2015). Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности. Бизнес. Общество. Власть, (22), 28–41. https://www.hse.ru/data/2015/04/27/1098324363/Шомова.pdf
Шомова, С. (2019). Развлекать и властвовать: образы российской власти и оппозиции в интернет-мемах. Вестн. Моск. ун-та. Журналистика, 10(3), 23–43. https://elibrary.ru/item.asp?id=39109028
Эко, У. (2019). Отсутствующая структура. Введение в семиологию. АСТ, Corpus.
Якобсон, Р. (1985). Избранные работы. Прогресс.
Cohen, R. S., Beauchamp-Mustafaga, N., Cheravitch, J., Demus, A., Harold, S. W., Hornung, J. W., Jun, J., Schwille, M., Treyger, E., & Vest, N. (2021). Combating Foreign Disinformation on Social Media. RAND Corporation. https://doi.org/10.7249/RR4373.1
Congressional Research Service. (2018). Information Warfare: Issues for Congress. CRS Reports. https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R45142/5
International Telecommunication Union. (2019). Statistics. https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx
Milner, R. (2012) The world made meme: discourse and identity in participatory media. [Doctoral dissertation, University of Kansas], KU ScholarWorks. https://kuscholarworks.ku.edu/handle/1808/10256
Shifman, L. (2013). Memes in a Digital World: Reconciling with a Conceptual Troublemaker. Journal of Computer-Mediated Communication, 18(3): 362–377. https://doi.org/10.1111/jcc4.12013
Wiggins, В., & Bowers, G. (2014). Memes as genre: A structurational analysis of the memescape. New Media & Society, 17(11), 1886–1906. https://doi.org/10.1177/1461444814535194