Мемология как способ экспликации интернет-идеологии: методология декомпозиции политического интернет-мема

  • Евгений Борисович Макаров Балтийский федеральный универститет имени Иммануила Канта
Ключевые слова: мем, интернет-мем, интернет-идеология, политический мем, семиология

Аннотация

В данном исследовании рассмотрены методы экспликации и анализа политических интернет-мемов (ПИМ) — распространенных в сети коммуникативных единиц как знаковых конструкций. В первую очередь, автор коснется стойкости соотнесения понятия «мем» и семиологической системы через уточнение данных понятий и переход от принятого обозначения меметики к мемологии. В данном исследовании выдвигается гипотеза о существенной взаимосвязи между ПИМ и идеологическими предпосылками, а также о способах интенсификации их в интернет-пространстве.

В методологической части рассмотрена кодовая образная система представления информации и знаний на ее основе, а также высказаны предположения, почему их называют искусственно сформулированными идеологическими конструктами. Далее автор переходит к отождествлению представленных знаковых форм — мемов — как не нейтральных элементов в отношении трансляции этих знаний с использованием идеологических установок и представляет интернет-идеологию как способ знания, а интернет-мем как способ трансляции данного знания.

Автор предполагает, что актуальность, краткость, метафоричность и универсальность — необходимые условия для популярного интернет-мема, и последовательно переходит к критериям классификации ПИМ, разделяя их на категории: ось, функция сообщения, риторические приемы. Также в статье рассмотрены подходы к оценке эффективности ПИМ, такие как контекст, отклик и эмоции, то есть сформулированы основные критерии категоризации и анализа интернет-мемов. На примерах ПИМ из сети интернет автором сформирована таблица с последующим анализом и выводами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Евгений Борисович Макаров, Балтийский федеральный универститет имени Иммануила Канта

преподаватель

Литература

Докинз, Р. (1993). Эгоистичный ген. Мир.

Жеребило, Т. (ред.). (2010). Словарь лингвистических терминов. ООО Пилигрим.

Зиновьев, А. (2018). Идеология партии будущего. Алгоритм.

Канашина, С. (2018). Роль интернет-мемов в процессе политических выборов. Политическая лингвистика, 1(67), 67–73. https://doi.org/10.26170/pl18-01-07

Кастельс, М. (2020). Власть коммуникации. Изд. дом ВШЭ.

Колозариди, П. (2016). Мем о бесславии. Логос, 26(6), 219–235. https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/2uklh3jlt0/direct/201837656.pdf

Манойло, А. (2021). Информационные войны и психологические операции. Руководство к действию. Горячая линия — Телеком.

Молчанова, Г. (2017). Когнитивный рефрейминг как эффективное средство предвыборной аргументации (сопоставительный аспект). Вестн. Моск. ун-та. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 19(3), 7–15. https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnyy-refreyming-kak-effektivnoe-sredstvo-predvybornoy-argumentatsii-sopostavitelnyy-aspekt

Нежданов, И. (2016). Технологии информационных войн в интернете. http://bash.rosmu.ru/activity/attach/events/1283/01.pdf

Олешкова, А. (2017). Интернет-мем как способ воспроизводства культуры. Общество: философия, история, культура, (8), 164–166. https://doi.org/10.24158/fik.2017.8.36

Петров, М. (2004). Язык, знак, культура. Едиториал УРСС.

Рашкофф, Д. (2003). Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. Ультра. Культура.

Розенталь, М., и Юдин П. (ред.). (1955). Краткий философский словарь. Гос. изд. политической литературы.

Розин, В. (2001). Семиотические исследования. Пер Сэ; Университетская книга.

Федякова, И., и Безбородова, С. (2020). Интернет-мемы как особая форма выражения коммуникативных целей интернет-пользователей. Л. Г. Юсупова, Ю. М. Мясникова (ред.), Актуальные вопросы лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков в вузе: Материалы III Международной научно-практической конференции (cc. 195–200). УГГУ. http://science.ursmu.ru/source/umid/doc/itog/Lingva2020.pdf

Швейцер, А. (2012). Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. Книжный дом Либроком.

Шомова, С. (2015). Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности. Бизнес. Общество. Власть, (22), 28–41. https://www.hse.ru/data/2015/04/27/1098324363/Шомова.pdf

Шомова, С. (2019). Развлекать и властвовать: образы российской власти и оппозиции в интернет-мемах. Вестн. Моск. ун-та. Журналистика, 10(3), 23–43. https://elibrary.ru/item.asp?id=39109028

Эко, У. (2019). Отсутствующая структура. Введение в семиологию. АСТ, Corpus.

Якобсон, Р. (1985). Избранные работы. Прогресс.

Cohen, R. S., Beauchamp-Mustafaga, N., Cheravitch, J., Demus, A., Harold, S. W., Hornung, J. W., Jun, J., Schwille, M., Treyger, E., & Vest, N. (2021). Combating Foreign Disinformation on Social Media. RAND Corporation. https://doi.org/10.7249/RR4373.1

Congressional Research Service. (2018). Information Warfare: Issues for Congress. CRS Reports. https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R45142/5

International Telecommunication Union. (2019). Statistics. https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx

Milner, R. (2012) The world made meme: discourse and identity in participatory media. [Doctoral dissertation, University of Kansas], KU ScholarWorks. https://kuscholarworks.ku.edu/handle/1808/10256

Shifman, L. (2013). Memes in a Digital World: Reconciling with a Conceptual Troublemaker. Journal of Computer-Mediated Communication, 18(3): 362–377. https://doi.org/10.1111/jcc4.12013

Wiggins, В., & Bowers, G. (2014). Memes as genre: A structurational analysis of the memescape. New Media & Society, 17(11), 1886–1906. https://doi.org/10.1177/1461444814535194

Опубликован
2021-12-09
Как цитировать
МакаровЕ. Б. (2021). Мемология как способ экспликации интернет-идеологии: методология декомпозиции политического интернет-мема. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(3), 96-114. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/13342
Раздел
Научные статьи