Концепции цифровой грамотности: российский опыт

  • Александр Вячеславович Шариков Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Ключевые слова: цифровая грамотность, интернет, медиаграмотность, цифровая компетентность, медийно-информационная грамотность

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические подходы, описывающие понятие цифровой грамотности в российских научных публикациях. Фиксируется высокий интерес к разработке понятия цифровой грамотности в мире, что проявляется в быстром росте публикаций по данной теме, начиная с 1997 года, число которых к концу 2018 года исчислялось сотнями. В России первые публикации по вопросам цифровой грамотности появились в 2010 году. К концу третьего квартала 2018 года в базе данных РИНЦ насчитывалось свыше 200 публикаций с ключевыми словами "цифровая грамотность". Автор выделяет четыре базовых подхода в рассмотрении цифровой грамотности, встречающихся в русскоязычной научной литературе, которые концептуально отличаются друг от друга, а именно: инфокоммуникационно-технологический (ИКТ-подход), психолого-педагогический, медийно-информационный и "индустриальный". Выделенные направления были осмыслены рамках обобщенного подхода, который представлен в "Четырехкомпонентной модели цифровой грамотности", предложенной автором настоящей статьи в 2015 году.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Александр Вячеславович Шариков, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Литература

Александрова А.В., Курашова С.А., Кондрашева Н.Н. (2017). Проблема формирования и развития цифровых компетенций персонала в авиастроении // Бабкин А.В. (ред.) (2017). Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика Труды VIII научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого: 544-549.
Берман Н.Д. (2017). К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. Т. 8. № 6-2: 35-38.
Веселовский М.Я., Измайлова М.А., Абрашкин М.С. (2018). Приоритеты и главные инструменты развития цифровой экономики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). Т. 9. № 2: 192-199.
Войнилов Ю.Л., Мальцева Д.В, Шубина Л.В. (2016). Медиаграмотность в России: картография проблемных зон // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.1. №2: 95-114 (электронный ресурс). Режим доступа: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/4478/8404 (Дата обращения: 14.11.2018).
Голубовская Т., Гребенников С., Капустинский Я. и др. (2015). Индекс цифровой грамотности. Москва: РОЦИТ.
Давыдов С.Г., Логунова О.С. (2015). Проект "Индекс цифровой грамотности": методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 41: 120-141.
Джаилиди Г.А., Гринь В.А., Радуль Н.П. и др. (2016). Опыт внедрения в работу ветеринарной службы Краснодарского края информационной системы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде // Ветеринария Кубани. № 4: 21-24.
Задорин И.В., Мальцева Д.В., Шубина Л.В. (2017). Уровень медиаграмотности населения в регионах России: сравнительный анализ // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.2. №4: 123-141 (электронный ресурс). Режим доступа: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/7477/8462 (Дата обращения: 14.11.2018).
Индекс цифровой грамотности - 2016 (2016) // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. № 9 (62): 10-12.
Китайцева О.В. (2016). Возможности обеспечения финансовой грамотности россиян в цифровом обществе // Рулиене Л.Н., Маланов И.А., Лобанов Н.А. (ред.) (2016). Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет: 189-193.
Кузнецова А.В. (2010). Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. Т.1. №2. С.181.
Кузьмин Е.И., Жилавская И.В., Игнатова Д.Д. (ред.) (2014). Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Москва: МЦБС.
Кузьмин Е.И., Паршакова А.В. (ред.) (2013). Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. Москва: МЦБС.
Кузьмин Е. И., Паршакова А. В., Борисенко А. С. (ред.) (2017). Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства. Москва: МЦБС.
Латухина К. (2017). Владимир Путин: Внедрить цифровые технологии во все сферы жизни // Российская газета. 04.6.2017 (Электронный ресурс). Режим доступа: https://rg.ru/2017/06/04/reg-szfo/vladimir-putin-vnedrit-cifrovye-tehnologii-vo-vse-sfery-zhizni.html (Дата обращения: 14.11.2018).
Семенов М.С. (2017). Структура ИКТ-компетентности // Информатизация образования: теория и практика сборник материалов Международной научно-практической конференции: 299-302.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. (2013). Цифровая грамотность и безопасность в интернете: Методическое пособие для специалистов основного общего образования. Москва: Google.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. (2014). Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. №2(14): 27-35.
Уразова М.С. (2015). Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении // Техника и технологии: роль в развитии современного общества. №6: 57-62.
Цифровая грамотность как драйвер роста (2018) // Университетская книга. № 5: 34-39.
Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности (2013). Москва: МЦБС.
Шариков А.В. (2016). О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. Т. 14. № 1: 87-98.
Alcock M., Fisher M. L., Hargadon S., Jacobs H.H., Sheskey B., Tolisano S.R. (2014). Mastering digital literacy. Bloomington, IN: Solution Tree Press.
Ávila J., Pandya J.Z. (eds.) (2013). Critical digital literacies as social praxis : intersections and challenges. New York: Peter Lang.
Banzato M. (2011). Digital literacy : cultura ed educazione per la società della conoscenza. Milan: B. Mondadori.
Cartelli A. (ed.) (2012). Current trends and future practices for digital literacy and competence. Hershey, PA: Information Science Reference.
Davies J. (2003). DOA: education in the electronic culture. Lanham, Md.: Scarecrow Press.
Digital literacy : concepts, methodologies, tools, and applications (2013). Hershey, PA : Information Science Reference.
Druckrey T. (1996). Electronic culture: technology and visual representation. New York : Aperture.
E* literacy (2001). Washington, D.C.: National Institute for Literacy.
Evans S.H., Clarke P. (1984). The computer culture. Indianapolis, Ind.: White River Press.
Gilster P. (1997). Digital literacy. New York: Wiley Computer Pub.
Hobbs R. (2017). Create to learn: introduction to digital literacy. Hoboken, NJ, USA: Wiley, Blackwell.
Hofstetter F. T., Sine P. (1998). Internet literacy. Boston: Irwin/McGraw-Hill.
Houk A., Bogart C. (1974). Media literacy: thinking about. Dayton, Ohio: Pflaum/Standart.
Lister M. (1995). The photographic image in digital culture. London; New York: Routledge.
Maloy R.W., Malinowski A. (2017). Wiki works: teaching web research and digital literacy in history and humanities classrooms. Lanham: Rowman & Littlefield.
Martin L.E.M. (1997). The challenge of Internet literacy: the instruction-Web convergence. New York : Haworth Press.
Monaco J. (1978). Media culture: television, radio, records, books, magazines, newspapers, movies. New York: Dell Pub. Co.
Media education (1984). Paris, UNESCO.
Moore D.W. (1995). The emperor's virtual clothes: the naked truth about Internet culture. Chapel Hill, N.C.: Algonquin Books.
Pagels H. R. (1984). Computer culture: the scientific, intellectual, and social impact of the computer. New York, N.Y.: New York Academy of Sciences.
Porter D. (1997). Internet culture. New York: Routledge.
Spilka R. (ed.) (2010). Digital literacy for technical communication: 21st century theory and practice. New York: Routledge.
Wiesinger S., Beliveau R. (2016) Digital literacy: a primer on media, identity, and the evolution of technology. New York: Peter Lang.
Опубликован
2018-10-26
Как цитировать
Шариков, А. В. (2018). Концепции цифровой грамотности: российский опыт. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(3), 96-112. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/8559
Раздел
Научные статьи