Потребление информации как форма проявления идентичности (Часть 1)

  • Валентина Александровна Шилова Институт социологии ФНИСЦ РАН; Государственный академический университет гуманитарных наук
  • Александра Александровна Яковлева Государственный академический университет гуманитарных наук
Ключевые слова: модель потребления информации, потребление информации, социальная идентичность, модель коммуникации, коммуникативные технологии, коммуникативные практики, аудитория СМК

Аннотация

В данной статье (часть 1) дается теоретическое обоснование оригинальному авторскому исследованию связи потребления информации реципиентов с их идентичностями, которое будет описано далее (в части 2).

Авторы придерживаются мнения, что в настоящий момент происходит формирование новой модели потребления информации, это связано с развитием новейших коммуникативных технологий, расширением технических возможностей производства информационного контента и доступа к нему. В сложившейся ситуации необходим поиск новых методологических подходов к исследованию и интерпретации поведения аудитории. Авторами предлагается рассмотреть практики потребления информации в связи с идентичностями потребителей.

В статье делается акцент на теориях идентичности и практиках их исследования, дается подробный обзор различных концепций. Выделяются авторские подходы к описанию видов и типов идентичностей, а также складывающихся из них структур. Кроме того, в статье рассматриваются подходы к исследованию мотивов поиска информации и потребительского поведения в связи с СМК.

На основании анализа ранее проведенных эмпирических исследований авторами выделяются некоторые общие тенденции в сфере потребления информации. В результате работы с существующими теориями авторы делают предположение, что структура идентичности задает мотив поведения по поиску информации, а также выступает критерием принятия или отторжения информационного сообщения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Валентина Александровна Шилова , Институт социологии ФНИСЦ РАН; Государственный академический университет гуманитарных наук

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник; доцент

Александра Александровна Яковлева , Государственный академический университет гуманитарных наук

студентка бакалаврской программы "Социология"

Литература

Антонова Н. В. (1996). Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. Вопросы психологии, (1), 131-143.

Балич, Н. Л. (2013). Социальная идентичность: теоретико-методологические основания социологического анализа. Социологический альманах, (4), 214–220.

Бергер, П., и Лукман, Т. (1995). Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Медиум.

Бодрийяр, Ж. (2019). Общество потребления. АСТ.

Брайант, Д., и Томпсон, С. (2004). Основы воздействия СМИ. Вильяме.

Бурдье, П. (2007). Социология социального пространства. Алатейя.

Веблен, Т. (1984). Теория праздного класса. Прогресс.

Гидденс, Э. (2005). Устроение общества: Очерк теории структурации. Академический проект.

Гофман, И. (2000). Представление себя другим в повседневной жизни. КАНОН-Пресс-Ц.

Гришина, Е. А. (2009). Социальная идентификация. Ж. Т. Тощенко (ред.), Тезаурус социологии. Тематический справочник (сс. 139–143). ЮНИТА-ДАНА.

Дюркгейм, Э. (1990). О разделении общественного труда; Метод социологии. Наука.

Задорин, И. В., и Сапонова, А. В. (2019). Динамика основных коммуникативных практик россиян. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(3), 48–68. https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10167

Заковоротная, М. В. (1999). Идентичность человека: социально-философские аспекты. Библиотека по философии. Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000729/index.shtml

Иванова, Н. Л., и Румянцева, Т. В. (2009). Социальная идентичность: теория и практика. Современный гуманитарный университет.

Ильин, В. И. (2007). Потребление как дискурс. Журнал социологии и социальной антропологии, 10(1), 3–26.

Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Издательский дом Высшей школы экономики.

Кули, Ч. Х. (2010). Социальное сознание. Д. В. Ефременко (ред.), Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: сборник переводов (сс. 98–111). ИНИОН РАН.

Маклюэн, Г. М. (2003). Понимание медиа: внешние расширения человека. КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле.

Мид, Дж. (1994). Азия. В. И. Добренькова (ред.), Американская социологическая мысль: тексты (сс. 126–131). Издательство МГУ.

Назаров, М. М. (2003). Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. Аванти-плюс.

Назаров, М. М., Иванов, В. Н., и Кублицкая, Е. А. (2020). Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и Интернет. Вестник Российского Университета Дружбы Народов, 20(3), 560–571.

Парсонс, Т. (2000). О структуре социального действия. Академический проект.

Пименова, О. И. (2015). Понятие социальной идентичности в системе социологических категорий. XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург (сс. 457-466). УрФУ.

Симонова, О. А. (2008). К формированию социологии идентичности. Социологический журнал, (3), 45–61.

Хантингтон, С. (2004). Кто мы? Вызов американской национальной идентичности. АСТ.

Ядов, В. А. (1994). Социальная идентификация в кризисном обществе. Социологический журнал, (1), 35–52.

Ядов, В. А. (1995). Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. Мир России, 3–4, 158–181.

Ядов, В. А. (2013). Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. ЦСПиМ.

Bryant, J., Oliver, M., & Raney, A. (2019). Media Effects: Advances in Theory and Research. Routledge.

Geers, S. (2020). News Consumption across Media Platforms and Content: A Typology of Young News Users. Public Opinion Quarterly, 84(S1), 332–354. https://doi.org/10.1093/poq/nfaa010

Harwood, J. (1999). Age Identification, Social Identity Gratifications, and Television Viewing. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 43(1), 123–136. https://doi.org/10.1080/08838159909364479

Pacheco, L., De Silva, M., Brites, M., Henriques, S., & Damasio, M. (2017). Patterns of European youngsters' daily use of media. Observatorio, 11(4), 1–18. https://doi.org/10.15847/obsOBS11420171107

Rentfrow, P., Goldberg, L., & Zilca, R. (2011). Listening, Watching, and Reading: The Structure and Correlates of Entertainment Preferences. Journal of Personality, 79(2), 223–258. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2010.00662.x

Savolainen, R. (2010). Everyday Life Information Seeking. Encyclopedia of Library and Information Science. CRC Press.

Slater, M. (2007). Reinforcing Spirals: The Mutual Influence of Media Selectivity and Media Effects and Their Impact on Individual Behavior and Social Identity. Communication Theory, 17(3), 281–303. https://doi.org/10.1111/j.1468-2885.2007.00296.x

Wilson, T. D. (1977). Information behavior: An interdisciplinary perspective. Information Processing & Management, 33(4), 551–572. https://doi.org/10.1016/S0306-4573(97)00028-9

Опубликован
2021-09-20
Как цитировать
Шилова , В. А., & Яковлева , А. А. (2021). Потребление информации как форма проявления идентичности (Часть 1). Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(2), 98-119. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/13052
Раздел
Научные статьи