Динамика основных коммуникативных практик россиян
Аннотация
В статье исследуется комплексная динамика коммуникативных практик россиян на основе данных всероссийского мониторинга Исследовательской группы ЦИРКОН за 2009–2019 гг. Авторы выделяют три основных коммуникативных тренда: 1) освоение расширяющегося цифрового пространства все большим числом новых пользователей; 2) формирование новых коммуникативных практик и перераспределение аудитории между медиаканалами; 3) снижение доверия к российским медиа (государственному телевидению и радио, газетам и журналам), а также информации, полученной в интернете. В то же время уровень доверия к сообщениям из социальных сетей и поисковых систем (Google News, Яндекс.Новости) не изменился. Также в статье обосновывается валидность метода всероссийского опроса для измерения отдельных характеристик базовых коммуникативных практик.
Скачивания
Литература
Бородулина А. (2018) «Поворот к мессенджерам»: кейс Сахалинской области. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1: 156–172. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.09
ВЦИОМ (2016) Пресс-выпуск. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети. URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657
ВЦИОМ (2017) Пресс-выпуск. А если без интернета?! URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116148
ВЦИОМ (2018) Пресс-выпуск. Просторы интернета: для работы или развлечений? URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322
ВЦИОМ (2019) Жизнь без интернета: рай или апокалипсис? URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9681
Левада-Центр. (2019) Российский медиа-ландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети. URL:https://www.levada.ru/2019/08/01/21088/
ЦИРКОН, Фонд «Медиастандарт» (2018) Образ журналистов в массовом сознании россиян. Аналитический отчет по результатам массового опроса населения РФ. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/b0d/Obraz_zhurnalistov-2018_otchet.pdf
ЦИРКОН (2014) Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации на основе национального мониторинга медиаповедения. Разработка критериев углубленной оценки медиаграмотности населения, включающей качество потребления информации». Аналитический отчет о НИР. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/00b/otsenka-tekushchego-sostoyaniya-i-perspektiv-izmeneniya-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-rossiysk.pdf
ЦИРКОН (2015) Оценка уровня медиаграмотности населения Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждённой приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014. Отчёт по результатам НИР. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/87c/otsenka-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-rossiyskoy-federatsii.pdf
ЦИРКОН (2016) Оценка уровня медиаграмотности населения в разрезе субъектов Российской Федерации (10 пилотных регионов). Отчёт по результатам НИР. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/b14/otsenka-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-v-razreze-subektov-rossiyskoy-federatsii-10-regionov.pdf
ЦИРКОН (2017) Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в субъектах верхнего уровня РФ (измерение медиасферы) 2015–2017 гг. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/28f/MS-index_2015-2017_Otchet-o-sostoyanii-institutsionalnogo-razvitiya-SMI-v-subektah-RF.pdf
Кастельс М. (2016) Власть коммуникации. М.: Изд. дом ВШЭ.
Качкаева А., Кирия И. (2012) Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций. Форсайт, 6(4): 6–18.
Левада-Центр (2018) Пресс-выпуск. Пользование интернетом. URL:https://www.levada.ru/2018/11/13/polzovanie-internetom-2/
Мирошниченко А. (2018) Рост цифровых медиа достиг предела. Журналист. URL:https://jrnlst.ru/saturation
РОЦИТ, ЦИРКОН (2018) Индекс цифровой грамотности населения России – 2018. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/a63/Index_cifrivii_gramotnosti_2019_rocit.pdf
Срничек Н. (2019) Капитализм платформ. М. Добрякова (ред.). М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
Черникова Н. (2015) Как Якутия совершила прорыв в WhatsApp. Секрет Фирмы. URL:https://secretmag.ru/trends/tendencies/whatsapp_yakutsk.htm
European Commission website (2018). Digital Economy and Society Index (DESI) 2018. URL:http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-18-3737_en.htm
Katz, E., Lazarsfeld, F. (1955). Personal Influence.The Part Played by the People in the Flow of Mass Communication. Glencoe, Illinois: The Free Press.
Pew Research Center (2019). Social Media Fact Sheet. URL:https://www.pewresearch.org/internet/fact-sheet/social-media/