Динамика основных коммуникативных практик россиян

  • Игорь Вениаминович Задорин Исследовательская группа ЦИРКОН, ФНИСЦ РАН
  • Анастасия Владимировна Сапонова Исследовательская группа ЦИРКОН, НИУ ВШЭ
Ключевые слова: медиапотребление, медиаповедение, коммуникативные практики, коммуникация, доверие медиа, всероссийский опрос, мониторинг

Аннотация

В статье исследуется комплексная динамика коммуникативных практик россиян на основе данных всероссийского мониторинга Исследовательской группы ЦИРКОН за 2009–2019 гг. Авторы выделяют три основных коммуникативных тренда: 1) освоение расширяющегося цифрового пространства все большим числом новых пользователей; 2) формирование новых коммуникативных практик и перераспределение аудитории между медиаканалами; 3) снижение доверия к российским медиа (государственному телевидению и радио, газетам и журналам), а также информации, полученной в интернете. В то же время уровень доверия к сообщениям из социальных сетей и поисковых систем (Google News, Яндекс.Новости) не изменился. Также в статье обосновывается валидность метода всероссийского опроса для измерения отдельных характеристик базовых коммуникативных практик.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Игорь Вениаминович Задорин, Исследовательская группа ЦИРКОН, ФНИСЦ РАН

Руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН, старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН (ФНИСЦ РАН)

Анастасия Владимировна Сапонова, Исследовательская группа ЦИРКОН, НИУ ВШЭ

стажер-исследователь Исследовательской группы ЦИРКОН, магистрант факультета социальных наук НИУ ВШЭ

 

Литература

Бородулина А. (2018) «Поворот к мессенджерам»: кейс Сахалинской области. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1: 156–172. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.09

ВЦИОМ (2016) Пресс-выпуск. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети. URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657

ВЦИОМ (2017) Пресс-выпуск. А если без интернета?! URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116148

ВЦИОМ (2018) Пресс-выпуск. Просторы интернета: для работы или развлечений? URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322

ВЦИОМ (2019) Жизнь без интернета: рай или апокалипсис? URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9681

Левада-Центр. (2019) Российский медиа-ландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети. URL:https://www.levada.ru/2019/08/01/21088/

ЦИРКОН, Фонд «Медиастандарт» (2018) Образ журналистов в массовом сознании россиян. Аналитический отчет по результатам массового опроса населения РФ. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/b0d/Obraz_zhurnalistov-2018_otchet.pdf

ЦИРКОН (2014) Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации на основе национального мониторинга медиаповедения. Разработка критериев углубленной оценки медиаграмотности населения, включающей качество потребления информации». Аналитический отчет о НИР. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/00b/otsenka-tekushchego-sostoyaniya-i-perspektiv-izmeneniya-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-rossiysk.pdf

ЦИРКОН (2015) Оценка уровня медиаграмотности населения Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждённой приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014. Отчёт по результатам НИР. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/87c/otsenka-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-rossiyskoy-federatsii.pdf

ЦИРКОН (2016) Оценка уровня медиаграмотности населения в разрезе субъектов Российской Федерации (10 пилотных регионов). Отчёт по результатам НИР. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/b14/otsenka-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-v-razreze-subektov-rossiyskoy-federatsii-10-regionov.pdf

ЦИРКОН (2017) Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в субъектах верхнего уровня РФ (измерение медиасферы) 2015–2017 гг. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/28f/MS-index_2015-2017_Otchet-o-sostoyanii-institutsionalnogo-razvitiya-SMI-v-subektah-RF.pdf

Кастельс М. (2016) Власть коммуникации. М.: Изд. дом ВШЭ.

Качкаева А., Кирия И. (2012) Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций. Форсайт, 6(4): 6–18.

Левада-Центр (2018) Пресс-выпуск. Пользование интернетом. URL:https://www.levada.ru/2018/11/13/polzovanie-internetom-2/

Мирошниченко А. (2018) Рост цифровых медиа достиг предела. Журналист. URL:https://jrnlst.ru/saturation

РОЦИТ, ЦИРКОН (2018) Индекс цифровой грамотности населения России – 2018. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/a63/Index_cifrivii_gramotnosti_2019_rocit.pdf

Срничек Н. (2019) Капитализм платформ. М. Добрякова (ред.). М.: Изд. дом Высшей школы экономики.

Черникова Н. (2015) Как Якутия совершила прорыв в WhatsApp. Секрет Фирмы. URL:https://secretmag.ru/trends/tendencies/whatsapp_yakutsk.htm

European Commission website (2018). Digital Economy and Society Index (DESI) 2018. URL:http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-18-3737_en.htm

Katz, E., Lazarsfeld, F. (1955). Personal Influence.The Part Played by the People in the Flow of Mass Communication. Glencoe, Illinois: The Free Press.

Pew Research Center (2019). Social Media Fact Sheet. URL:https://www.pewresearch.org/internet/fact-sheet/social-media/

Опубликован
2019-12-12
Как цитировать
ЗадоринИ. В., & Сапонова А. В. (2019). Динамика основных коммуникативных практик россиян . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(3), 48-68. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10167
Раздел
Научные статьи