Сравнительный анализ индексов медиаграмотности в странах Центральной Азии

  • Игорь Вениаминович Задорин Исследовательская группа ЦИРКОН; Международная ассоциация исследовательских агентств «Евразийский монитор»
  • Анастасия Владимировна Сапонова Исследовательская группа ЦИРКОН
Ключевые слова: медиаграмотность, информационная грамотность, сравнительные исследования, медиаобразование, индекс информационной и медиа-грамотности

Аннотация

В статье представлены основные характеристики коммуникативных практик и медиаграмотности жителей трех стран Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан и Узбекистан). На основе массовых репрезентативных опросов жителей исследуемых стран 2019 года и методики оценки медиаграмотности населения Исследовательской Группы «ЦИРКОН» были рассчитаны: 1) индекс самооценки навыков работы с информацией и 2) интегральный индекс медиаграмотности. Представлены распределения респондентов по трём уровням медиаграмотности, обозначены основные различия коммуникативных характеристик населения исследуемых стран.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Игорь Вениаминович Задорин, Исследовательская группа ЦИРКОН; Международная ассоциация исследовательских агентств «Евразийский монитор»

руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН, исполнительный директор Международной ассоциации исследовательских агентств «Евразийский монитор»

Анастасия Владимировна Сапонова, Исследовательская группа ЦИРКОН

специалист Исследовательской группы ЦИРКОН

Литература

Букхорст, А. (2013). Медиа- и информационная грамотность и ее «подруги». Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (ред.), Медиа- и информационная грамотность в обществах знания (сс. 35–44). МЦБС.

Жилавская, И. В., Кузьмин, Е. И., Игнатова, Д. Д. (сост.). (2014). Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.) МЦБС.

Задорин, И. В., Сапонова, А. В. (2019). Динамика основных коммуникативных практик россиян. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(3), 48–68.

Левен, Е. И., Суслов, А. Б. (2020). Уровень владения цифровыми навыками в России и странах ЕС. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. https://issek.hse.ru/news/377859466.html

Мальцева, Д. В., Шубина, Л. В., Войнилов, Ю. Л. (2017). Уровень медиаграмотности населения РФ: текущее состояние и перспективы изменения (на основе всероссийского мониторинга медиаповедения). Е. Г. Ясин (ред.), XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. (кн. 4), (сс. 154-172). Издательский дом НИУ ВШЭ.

НАФИ. (2020). Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/

РОЦИТ, ЦИРКОН. (2018). Индекс цифровой грамотности. https://индекс.цифроваяграмотность.рф/mindex/2018/

Фёдоров, А. В. (2009). Медиаобразование: вчера и сегодня. Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».

ЦИРКОН. (2014). Аналитический отчет о НИР. Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации на основе национального мониторинга медиаповедения. Разработка критериев углубленной оценки медиаграмотности населения, включающей качество потребления информации». http://www.zircon.ru/upload/iblock/00b/otsenka-tekushchego-sostoyaniya-i-perspektiv-izmeneniya-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-rossiysk.pdf

Шариков, А. В. (2018). Концепции цифровой грамотности: российский опыт. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(3), 96-112.

Calvani, A., Cartelli, A., Fini, A., and Ranieri, M. (2008). Models and Instruments for Assessing Digital Competence at School. Journal of e-Learning and Knowledge Society, 4(3), 183-193.

Carretero, S., Vuorikari, R., Punie, Y. (2017). DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106281/web-digcomp2.1pdf_(online).pdf

Chang, C.-S., Liu, E. Z.-F., Lee, C.-Y., Chen, N.-S., Hu, D.-C., & Lin, C.-H. (2011). Developing and validating a media literacy self-evaluation scale (MLSS) for elementary school students. The Turkish Online Journal of Educational Technology, 10(2), 63-71.

Christ, W. G., & Potter, W. J. (1998). Media Literacy, Media Education, and the Academy. Journal of Communication, 48(1), 5–15.

Davydov, S. G., Maltseva, D., Sharikov, A., Logunova, O., Zadorin, I. (2020). Digital Literacy Concepts and Measurement. In S. G. Davydov (Ed.), Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life (pp. 103-120). Springer.

Kachkaeva, A., Kolchina, A., Shomova, S. & Yarovaya, E. (2020) ‘Trust, but verify’: problems of formation of media literacy and critical thinking of Russian students. Media Practice and Education, 21(3), 200-211.

Kachkayeva, A., Shomova, S., Kolchina, A. (2017). Education and Media Literacy in Russia: Genesis and Current Trends: Evaluation of the Level of Media Literacy of Students. In A. Y. Lee (Ed.), Multidisciplinary Approaches to Media Literacy: Research and Practices (pp. 401-408). Communication University of China (CUC) Press.

Koc, M., & Barut, E. (2016). Development and validation of New Media Literacy Scale (NMLS) for university students. Computers in Human Behavior, 63, 834–843.

Lee, L., Chen, D.-T., Li, J.-Y., & Lin, T.-B. (2015). Understanding new media literacy: The development of a measuring instrument. Computers & Education, 85, 84–93.

Siddiq, F., Hatlevik, O. E., Olsen, R. V., Throndsen, I. & Scherer, R. (2016). Taking a future perspective by learning from the past – A systematic review of assessment instruments that aim to measure primary and secondary school students' ICT literacy. Educational Research Review, 19(1), 58-84.

Опубликован
2020-12-28
Как цитировать
ЗадоринИ. В., & СапоноваА. В. (2020). Сравнительный анализ индексов медиаграмотности в странах Центральной Азии. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(3), 63-89. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11850
Раздел
Научные статьи