Глобальный феномен фейковых новостей: онлайн-дезинформация в кризисные времена

  • Надежда Александровна Урусова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-9682-114X
Ключевые слова: дезинформация, фейки, пост-правда, эпистемическая бдительность, факт-чекинг

Аннотация

Статья затрагивает проблематику широкого распространения фейковых новостей, актуальную в глобальном масштабе, в особенности в условиях кризиса. Анализируется идея эпистемической бдительности, когнитивного процесса, предназначенного для оценки истинности и надежности информации, и рассматривается его важность для формирования умения различать факты и вымысел в эпоху цифровых технологий. Фейковая информация создает значительные трудности как для индивидов, так и для общества, что обуславливает необходимость принятия действенных мер против ее влияния. Эти меры могут включать в себя обучение индивидов использованию различных техник проверки фактов и модификацию алгоритмов интернет-платформ. Однако, несмотря на большой потенциал, оценка долгосрочной эффективности описанных мер по противодействию дезинформации нуждается в дальнейшем исследовании.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Надежда Александровна Урусова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

старший преподаватель 

Литература

Andersen, A., Godoy, E. (2020). Infodemia em tempos de pandemia: batalhas invisíveis com baixas imensuráveis [Infodemic in pandemic times: invisible battles with immeasurable casualties]. Revista Memorare. 7 (2), 184-198. https://doi.org/10.19177/memorare.v7e22020184-198. [in Portuguese]

Azzimonti, M., Fernandes, M. (2023). Social media networks, fake news, and polarization. European Journal of Political Economy, 76. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2022.102256

Bermúdez, J. P. (2018). The Post-Truth Temperament: What makes belief stray from evidence? And what can bring them back together? In C. G. Prado (Ed.), America's Post-Truth Phenomenon: When Feelings and Opinions Trump Facts and Evidence (pp.87-109). CA: Praeger.

d’Ancona, M. (2017). Post-truth: The New War on Truth and How to Fight Back. London: Ebury Press.

de Matos, R. C. (2020) Fake news frente a pandemia de COVID-19 [Fake news in face of the COVID-19 pandemic]. Vigil Sanit Debate, 8 (3), 78-85. https://doi.org/10.22239/2317-269x.01595 [in Portuguese]

Ershov, Yu. M. (2018). Fenomen feika v kontekste kommunikatsionnykh praktik [The phenomenon of ‘fake’ in the context of communication practices]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia [Tomsk State University Journal, Series: Philology], 52, 245–256. https://doi.org/10.17223/19986645/52/15 [in Russian]

Fedorov A. (2022). Russian topic on Euronews and media manipulations. Media Education (Mediaobrazovanie), 18 (1), 36-45. https://doi.org/10.13187/me.2022.1.36

Howard, P.N., Neudert, L.-M., Prakash, N. (2021). Digital misinformation/disinformation and children. UNICEF. https://www.unicef.org/globalinsight/media/2096/file/UNICEF-Global-Insight-Digital-Mis-Disinformation-and-Children-2021.pdf

Kalsnes, B. (2018). Fake news. Oxford Research Encyclopedia of Communication. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190228613.013.80

Keyes, R. (2004). The Post-Truth Era: Dishonesty and Deception in Contemporary Life. St. Martin's Press.

Khrul' V. M. (2022) «Postpravda» v global'nom kontekste: populyarnost', evristicheskaya tsennost' i ontologicheskaya sushchnost' [“Post-truth” in a global context: popularity, heuristc value and ontological essence]. Kommunikatsii. Media. Dizayn [Communications. Media. Design], 7 (1), 5-22. Retrieved from https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14376 [in Russian]

Klepikova, T. A. (2021). Epistemicheskaya provokatsiya i epistemicheskaya bditel'nost': diskursivnaya praktika epokhi post-pravdy [Epistemic provocation, epistemic vigilance: discourse practices in post-truth era]. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive studies of the language], 3(46), 47-53. [in Russian]

Lavocat, F. (2016). Fait et fiction. Pour une frontière. Seuil Collection: poétique. [in French]

Lazer, D.M.J., Baum, M.A., Benkler, Y., Berinsky, A.J, Greenhill, K.M., Menczer, F., Metzger, M., Nyhan, B., Pennycook, G., Rothschild, D., Schudson, M., Sloman, S., Sunstein, C., Thorson, E., Watts, D. & Zittrain, J. (2018). The science of fake news. Science, 359 (6380), 1094-1096. https://doi.org/10.1126/science.aao2998 .

McIntyre, L. (2018). Post-truth. Cambridge: MIT Press. https://doi.org/10.7551/mitpress/11483.001.0001

Nenasheva, A.V. (2018). Doverie k SMI v sovremennoi Rossii [Trust in the media in modern Russia]: [Dissertation: Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata politicheskikh nauk, Saint-Petersburg State University]. https://disser.spbu.ru/files/phd_spsu/nenasheva_disser.pdf [in Russian]

Sadykov, D.I., & Ahmetyanova, N.A. (2020). Rasprostranenie feikovykh novostei vo vremia pandemii COVID-19 [Spreading of fake news in the time of COVID-19 pandemic]. Colloquium, 8 (60), 78–79. https://doi.org/10.22239/2317-269x.01595 [in Russian]

Schaeffer, J.-M. (1999). Pourquoi la fiction? Seuil. [in French]

Searle, J. (1979). Expression and Meaning: Studies in the Theory of Speech Acts. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511609213

Shomova, S. (2023). Ot konspirologii do rozygrysha: problema mis- i dezinformatsii v pandemiynom diskurse [From conspiracy to hoax: the problem of mis- and disinformation in pandemic discourse]. Kommunikatsii. Media. Dizayn [Communications. Media. Design], 8 (1), 5-23. https://cmd-journal.hse.ru/article/view/16694 [in Russian]

Sperber, D., Clément, F., Heintz, C., Mascaro, O., Mercier, H., Origgi, G., & Wilson, D. (2010). Epistemic Vigilance. Mind and Language, 25 (4), 359-393. https://doi.org/10.1111/j.1468-0017.2010.01394.x

Szegőfi, Á., Heintz, Ch. (2022) Institutions of Epistemic Vigilance: The Case of the Newspaper Press. Social Epistemology, 36 (5), 613-628. https://doi.org/10.1080/02691728.2022.2109532

Teaching Media Literacy and Fighting Disinformation with eTwinning (2021). Luxembourg: Publications Office of the European Union. https://www.etwinning.net/downloads/BOOK2021_eTwinning_INTERACTIF.pdf

Tkhostov, A. Sh., Rikel, A. M., Vialkova M. Ye. (2022). Fake news through the eyes of three generations of Russians: differences and similarities in social representations. Psychology in Russia: State of the art, 15 (1), 83-102. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0106

Trninić, D., Kuprešanin Vukelić, A., Bokan, J. (2022). Perception of “Fake News” and Potentially Manipulative Content in Digital Media — A Generational Approach. Societies 2022, 12 (3), 1–24. https://doi.org/ 10.3390/soc12010003

Tulupov, V.V. (2020). Mediaobrazovanie v epokhu “postpravdy” [Media education in the “post-truth” era]. Voprosy zhurnalistiki [Journalism issues], 8. 16–26. https://doi.org/10.17223/26188422/8/2 [in Russian]

Vosoughi, S., Roy, D., Aral, D. (2018). The spread of true and false news online. Science, 359 (6380), 1146-1151. https://doi.org/10.1126/science.aap9559

Zelinskiy, S.A. (2018). Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie na massovoe soznanie [Informational and psychological impact on mass consciousness]. Saint Petersburg: Skifiya. [in Russian]

Опубликован
2023-12-07
Как цитировать
Урусова Н. А. (2023). Глобальный феномен фейковых новостей: онлайн-дезинформация в кризисные времена. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 8(4), 18-31. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/17652
Раздел
Научные статьи