Наука о коммуникации: стадия взросления

  • Вольфганг Донсбах Дрезденский технологический университет

Аннотация

Наука  о  коммуникации  еще  очень  молода.  Но  она  взрослеет.  Если  за  отправную  точку  принять  начало  формального  журналистского  образования в  университетах,  то  на  протяжении  последних  ста  лет  наша  дисциплина  непрерывно  борется  за  свой  статус  в  науке  и  в  системе  высшего  образования.  Отчасти  эта борьба вызвана снобизмом и/или фанатизмом других, уже существующих дисциплин, но отчасти мы и сами спровоцировали ее. Одна из проблем – недостаток высокоинтеллектуального,  научно-исследовательского  образования  в  подготовке  профессиональных коммуникаторов. Это и привело, с одной стороны, к далекой от оптимальной подготовке журналистов для решения прикладных социальных задач, а с другой стороны, – довольно низкому статусу академических институтов, занимающихся наукой о коммуникации, которым достался неплохой денежный поток от большого числа студентов, но которые не смогли внести ощутимый и всеми признаваемый вклад в науку на основе исследований своих профессоров. Другая возникшая проблема – поверхностность многих наших теорий. До настоящего времени основное направление исследований в области социальной коммуникации можно было бы определить как  выявление  отношений  «между  входом  и  выходом»:  мы  изучали,  прежде  всего, взаимосвязи между содержанием на одной стороне и воздействием либо познанием на другой. То есть мы рассматривали эти отношения в логике “модели черного ящика”. Теория новостных ценностей, как и большинство теорий медиаэффектов, носит очень ограниченный, частный характер и пока еще не отражает общих закономерностей социальной коммуникации. Я утверждаю, что ситуация меняется, и наука о коммуникации постепенно превращается в дисциплину, которая будет основана на более глубоких, «понимающих» теориях, т.е. теориях, которые прольют свет на то, что происходит внутри «черного ящика», и попытаются пояснить «причины причин» социальной коммуникации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Вольфганг Донсбах, Дрезденский технологический университет

1949-2015
Был  профессором  коммуникации  Департамента коммуникации
Главным редактором международного журнала «Journal of Public Opinion Research». Главный редактор двенадцатитомной «Международной энциклопедии коммуникации» (2008 г.).
В 1995-1996  гг.  был  Президентом  Всемирной  ассоциации  исследований  общественного мнения, а в 2004-2005 гг. – президентом Международной коммуникативной ассоциации.

Опубликован
2016-09-15
Как цитировать
ДонсбахВ. (2016). Наука о коммуникации: стадия взросления. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 1(1). извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/3241
Раздел
Научные статьи