Наука о коммуникации: стадия взросления
Аннотация
Наука о коммуникации еще очень молода. Но она взрослеет. Если за отправную точку принять начало формального журналистского образования в университетах, то на протяжении последних ста лет наша дисциплина непрерывно борется за свой статус в науке и в системе высшего образования. Отчасти эта борьба вызвана снобизмом и/или фанатизмом других, уже существующих дисциплин, но отчасти мы и сами спровоцировали ее. Одна из проблем – недостаток высокоинтеллектуального, научно-исследовательского образования в подготовке профессиональных коммуникаторов. Это и привело, с одной стороны, к далекой от оптимальной подготовке журналистов для решения прикладных социальных задач, а с другой стороны, – довольно низкому статусу академических институтов, занимающихся наукой о коммуникации, которым достался неплохой денежный поток от большого числа студентов, но которые не смогли внести ощутимый и всеми признаваемый вклад в науку на основе исследований своих профессоров. Другая возникшая проблема – поверхностность многих наших теорий. До настоящего времени основное направление исследований в области социальной коммуникации можно было бы определить как выявление отношений «между входом и выходом»: мы изучали, прежде всего, взаимосвязи между содержанием на одной стороне и воздействием либо познанием на другой. То есть мы рассматривали эти отношения в логике “модели черного ящика”. Теория новостных ценностей, как и большинство теорий медиаэффектов, носит очень ограниченный, частный характер и пока еще не отражает общих закономерностей социальной коммуникации. Я утверждаю, что ситуация меняется, и наука о коммуникации постепенно превращается в дисциплину, которая будет основана на более глубоких, «понимающих» теориях, т.е. теориях, которые прольют свет на то, что происходит внутри «черного ящика», и попытаются пояснить «причины причин» социальной коммуникации.