К вопросу определения статуса документа в произведении Деймантаса Наркявичюса «Роль всей его жизни»

  • Татьяна Юрьевна Миронова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-7395-7733
Ключевые слова: документ в современном искусстве, репрезентация истории, Деймантас Наркявичюс, документальность, современное искусство

Аннотация

Сейчас изменяется отношение к документу: он больше не данность, отпечаток фактов истории, независимый от тех целей, которые ставит перед своим исследованием историк. Теперь интерпретация документа тесно связана с методологией, которая используется при работе с ним. Понимание документа как определенным образом организованной конструкции предлагает французский философ Мишель Фуко, утверждающий, что «документ более не является для истории неподвижной материей», которая хранит неопровержимые сведения о прошлом. История и документ меняются местами, и она становится инструментом, «с помощью которого обретает надлежащий статус весь корпус документов», а не наоборот. Этот процесс дает возможность не только историкам, но и художникам открыть для себя новый тип материалов, к которым можно отнести и дневник, и устный рассказ, и архивные фотографии. Художники изменяют контекст существования материалов, таким образом раскрывая способы их функционирования и механизмы наделения документальным статусом. Одним из наиболее интересных художников, исследующих вопросы репрезентации истории, является литовский художник Деймантас Наркявичюс, который работает с видео и звуковыми материалами. В статье будет рассмотрена его работа «Роль всей его жизни», в основе которой разговор Наркявичюса с режиссером-документалистом Питером Уоткинсом о сути документального кинематографа и о профессии режиссера. Рассказ Уоткинса наложен на любительскую хронику Брайтона 1960-х годов и рисунки скульптурного Грутас-парка в городе Друскининкай. В тексте рассматривается вопрос: что позволяет говорить об этих материалах как о документах, а также как строится оптика документальности в работе Наркявичюса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Татьяна Юрьевна Миронова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

аспирантка программы «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

Литература

Ассман, А. (2016). Новое недовольство мемориальной культурой. Новое литературное обозрение.

Арлаускайте, Н. (2020). Стык и зазор: домашняя фотография и политика голоса в современном литовском документальном кино о советском. Новое литературное обозрение.

Зарецкий, Ю. (2012). Документ для историка: источник, свидетельство, текст. https://www.hse.ru/data/2012/02/11/1263500867/Document_Zaretsky.pdf

Толстой, Л. (1938). Полное собрание сочинений. Том 13. Война и мир. Черновые редакции и варианты. Художественная литература.

Февр, Л. (1991). Бои за историю. Наука.

Фуко, М. (1996). Археология знания. Ника-Центр.

Фуко, М. (1996). Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Касталь.

Хирш, М. (2016). Что такое постпамять. https://urokiistorii.ru/articles/chto-takoe-postpamjat

Alberro, A. (2003). Conceptual Art and Politics of Publicity. Cambrige: MIT Press.

Berger, B., & Santone, J. (2016). Documentation as Art Practice in the 1960s. Visual Resources. https://doi.org/10.1080/01973762.2016.1241030

Buden, B. (2015). Disappearance of a tribe. In M. Scotini, Deimantas Narkevičius. De Capo. Fifteen films (pp. 139-143). Archive Books.

Enwezor, O. (2008). Archive Fever: Uses of the Document in Contemporary Art. International center of photography.

Esche, Ch. (2015). Energy Lithuania. In M. Scotini, Deimantas Narkevičius. De Capo. Fifteen films (pp. 74-81). Archive Books.

Ferraris, M. (2012). Art as Document. Wittgenstein and Aesthetics: Perspectives and Debates, Frankfurt (pp. 183-193). https://doi.org/10.1515/9783110330618.183

gb agency. (2019). His story. https://gbagency.fr/artworks/his-story

Gibbons, J. (2007). Contemporary Art and Memory: Images of Recollection and Remembrance. I.B. Tauris. https://doi.org/10.5040/9780755604012

Lippard, L. (2001). Six years: The Dematerialization of the Art Object from 1966 to 1972. University of California Press. https://doi.org/10.1525/9780520340619

LUX. (2016). Disappearance of a tribe. https://lux.org.uk/work/disappearance-of-a-tribe

LUX. (2016). The role of a lifetime. https://lux.org.uk/work/the-role-of-a-lifetime

MACBA. 10 portraits photographiques de Christian Boltanski, 1946-1964. https://www.macba.cat/en/aprendre-investigar/arxiu/10-portraits-photographiques-christian-boltanski-1946-1964

Narkevičius, D. (2006). Once upon in the XX century. Arnolfini.

Nouril, K. (2019). Making Memories, Mediating Histories in the Work of Deimantas Narkevičius. In G. Mardilovich, M. Taroutina, New Narratives of Russian and East European Art: Between Traditions and Revolutions. (193-204). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429028595-13

Potte-Bonneville, M. (2012). Michel Foucault's bodies. Journal of the British Society for Phenomenology, 43(1), 1–32. https://doi.org/10.4324/9780429028595-13

Scotini, M. (2015). Deimantas Narkevičius. Da Capo. Fifteen Films (pp. 139-143). Archive Books.

White, H.V., (1966). The Burden of History. History and Theory, 5(2), 111–134. https://doi.org/10.2307/2504510

Verwoert, J. (2015). The role of a lifetime. In M. Scotini, Deimantas Narkevičius. De Capo. Fifteen films (pp. 97-109). Archive Books.

Опубликован
2022-07-15
Как цитировать
МироноваТ. Ю. (2022). К вопросу определения статуса документа в произведении Деймантаса Наркявичюса «Роль всей его жизни» . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(2), 67-85. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14629
Раздел
Научные статьи