Рынок стриминговых видеосервисов России и США: обзор и тренды
Аннотация
Популярность стриминговых видеосервисов в мире растет с каждым годом, особенно востребованными они стали в период пандемии коронавируса и локдауна. Исследования сосредоточены в основном на технических аспектах доставки контента пользователю, а также на трансформации практик потребления контента. Рыночные отношения в рамках отрасли меньше освещены в научных исследованиях, но представляют интерес как в профессиональных, так и в исследовательских кругах. При этом если зарубежные отраслевые рынки изучены в достаточной степени, то российский рынок стриминговых сервисов еще не получил должного внимания. Раскрытию поставленной темы на примере отраслевых рынков России и США и посвящена данная работа.
Скачивания
Литература
В 2022 году рынок онлайн-кинотеатров в РФ вырастет на 28%. (2022, 3 марта). Кабельщик. https://www.cableman.ru/article/v-2022-godu-rynok-onlain-kinoteatrov-v-rf-vyrastet-na-28
Ганиева, Э. Р. (2019). Проблемы развития потоковых видеосервисов в Узбекистане. Проблемы современной науки и образования, 143(10), 100–106. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-potokovyh-videoservisov-v-uzbekistane
Марков, Д. (2021, 20 ноября). Выбираем лучший онлайн-кинотеатр. Сравнили все от Apple TV+ до КиноПоиска. iGuides.ru. https://www.iguides.ru/main/other/vybiraem_luchshiy_onlayn_kinoteatr_sravnili_vse/
Мировой рынок ОТТ достигнет $276 млрд к 2028 году. (2022, 1 февраля). Кабельщик. https://www.cableman.ru/content/mirovoi-rynok-ott-dostignet-276-mlrd-k-2028-godu
Портер, М. (2016). Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей конкурентов. Альпина Паблишер.
Радаев, В. В. (ред.). (2008). Теория рынков в социологии: сб. науч. ст. Изд. дом ГУ ВШЭ.
Рынок OTT-видео. (2020). PricewaterhouseCoopers. https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024/rynok-ott.html
Сахарова, И. Н., и Тютрюмов, А. А. (2019). Анализ рынка видеосервисов по запросу в России и за рубежом. Петербургский экономический журнал, (1), 118–124. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-videoservisov-po-zaprosu-v-rossii-i-za-rubezhom
Участники Антипиратского меморандума подписали обновленную версию соглашения. (2022, 7 февраля). МКС. https://np-mks.com/press-tsentr/novosti/uchastniki-antipiratskogo-memoranduma-podpisali-obnovlennuyu-versiyu-soglasheniya.html
Число подписчиков Netflix впервые превысило 200 млн человек (2021, 20 января). Интерфакс. https://www.interfax.ru/business/745928
Шерер, Ф. М., и Росс, Д. (1997). Структура отраслевых рынков. ИНФРА.
Юсупова, А. Т. (2005). Теория отраслевых рынков. Изд-во СО РАН.
Adgate, B. (2022, April 19). From Costs To Overwhelming Options—The Shift To Streaming Has Challenges. Forbes. https://www.forbes.com/sites/bradadgate/2022/04/19/the-shift-to-streaming-has-challenges/?sh=1a44ca541551
Altgeld, J. & John, D. (2006). The IPTV/VoD Challenge: Upcoming business models. In Achieving the triple play: Technologies and business models for success (pp. 3–15). IEC.
Anderson, C. (2006) The long tail: Why the future of business is selling less of more. Hachette Books.
Arnold, S. (2016). Netflix and the myth of choice/participation/autonomy. In K. McDonald & D. Smith-Rowsey (Eds.), The Netflix effect: Technology and entertainment in the 21st century (pp. 49–62). Bloomsbury. https://doi.org/10.5040/9781501309410.ch-004
Bondebjerg, I., Redvall, E. N., Helles, R., Lai, S. S., Søndergaard, H., & Astrupgaard, C. (2017). The Perfect Storm: European Television Policy and the Emergence of Streaming Services. In Transnational European Television Drama (pp. 49–77). Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-62806-6_3
Bouwman, H., Zhengjia, M., van der Duin, P., & Limonard, S. (2008). A business model for IPTV service: a dynamic framework. Info, 10(3), 22–38. https://doi.org/10.1108/14636690810874377
Bozdag, Ç. (2016). Turkey: Coping With Internet Censorship. In R. Lobato & J. Meese (Eds.), Geoblocking and Global Video Culture (pp. 130–139). Institute of Network Cultures. https://networkcultures.org/wp-content/uploads/2016/01/TOD18-Geoblocking-Final1.pdf
Bruun, H. (2019). Re-scheduling Television in the Digital Era. Routledge.
Burroughs, B. (2019). House of Netflix: Streaming media and digital lore. Popular Communication, 17(1), 1–17. https://doi.org/10.1080/15405702.2017.1343948
Ciampa, D. (2019, April 11). Password sharing and battle lines in streaming wars. Deloitte. https://www2.deloitte.com/us/en/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/password-sharing-streaming-wars.html
Clares-Gavilán, J., & Cambrón, A. M. (2018). Development and establishment of video on demand (VOD) in Spain: The case of Filmin. El Profesional de la Información, 27(4), 909–920. https://www.scipedia.com/public/Clares-Gavilan_Medina_2018a
Clark, T. (2022, April 20). How Netflix, Disney+, HBO Max, and more major streamers compare on content and cost. Insider. https://www.businessinsider.com/major-streaming-services-compared-cost-number-of-movies-and-shows-2022-4
Colbjørnsen, T. (2020). The streaming network: Conceptualizing distribution economy, technology, and power in streaming media services. Convergence, 27(5), 1264-1287. https://doi.org/10.1177/1354856520966911
Daidj, N., & Egert, C. (2018). Towards new coopetition-based business models? The case of Netflix on the French market //Journal of Research in Marketing and Entrepreneurship, 20(15). https://doi.org/10.1108/JRME-11-2016-0049
De Sa, V. M. M. (2014). Brazil: Netflix, VPNs and the ‘Paying’ Pirates. In R. Lobato & J. Meese (Eds.), Geoblocking and Global Video Culture (pp. 158–167). Institute of Network Cultures. https://networkcultures.org/wp-content/uploads/2016/01/TOD18-Geoblocking-Final1.pdf
Deloitte. (2019). Тенденции монетизации контента в Интернете. https://media.rbcdn.ru/media/reports/mediaconsumption-russia-2019.pdf
Elkins, E. (2016). The USA: Geoblocking in a Privileged Market. In R. Lobato & J. Meese (Eds.), Geoblocking and Global Video Culture (pp. 190–199). Institute of Network Cultures. https://networkcultures.org/wp-content/uploads/2016/01/TOD18-Geoblocking-Final1.pdf
Fitzgerald, S. (2019). Over-the-Top Video Services in India: Media Imperialism after Globalization. Media Industries Journal, 6(2). https://doi.org/10.3998/mij.15031809.0006.206
Harvey, S. (2019). Broadcasting in the Age of Netflix. In J. Wasko & E. R. Meehan (Eds.), A Companion to Television (pp. 105–128). Wiley.
Herbert, D., Lotz, A. D., & Marshall, L. (2019). Approaching media industries comparatively: A case study of streaming. International Journal of Cultural Studies, 22(3), 349–366. https://doi.org/10.1177/1367877918813245
How consumers choose video streaming services. (2019). KPMG. https://advisory.kpmg.us/articles/2019/consumers-video-streaming.html
Jenner, M. (2016). Is this TVIV? On Netflix, TVIII and binge-watching. New media & society, 18(2), 257–273. https://doi.org/10.1177/1461444814541523
Kenworthy, A. D. (2020). The Streaming Wars: The Future of Entertainment [Bachelor of Arts Thesis, Claremont McKenna College]. Scholarship. https://scholarship.claremont.edu/cmc_theses/2344/
Kim, J., Kim, S., & Nam, C. (2016). Competitive dynamics in the Korean video platform market: Traditional pay TV platforms vs. OTT platforms. Telematics Informatics, 33(2), 711–721. https://doi.org/10.1016/j.tele.2015.06.014
Kim, S. (2020). Netflix's Winning Strategies in South Korea and Changes in South Korean OTT Industry [Master`s Thesis, College of Business Administration]. S-Space. https://s-space.snu.ac.kr/handle/10371/166310
Krikke, J. (2004). Streaming video transforms the media industry. IEEE computer graphics and applications, 24(4), 6–12. https://doi.org/10.1109/mcg.2004.17
Law, T. (2019, July 9) Friends Won't Be There for You on Netflix Starting in 2020. Time. https://time.com/5622979/friends-leaving-netflix-for-hbo-max/#:~:text=Friends%20might%20always%20%E2%80%9Cbe%20there,was%20unveiled%20Tuesday%20by%20WarnerMedia
Lobato, R., & Meese, J. (Eds.). (2016). Geoblocking and Global Video Culture. Institute of Network Cultures. https://networkcultures.org/wp-content/uploads/2016/01/TOD18-Geoblocking-Final1.pdf
Maglio, T. (2022, Mach 16). Who Is Winning the Streaming Wars? Subscribers by the Numbers. IndieWire. https://www.indiewire.com/2022/03/how-many-subscribers-netflix-disney-plus-peacock-amazon-prime-video-1234705515/
Merikivi, J., Salovaara, A., Mäntymäki, M., & Zhang, L. (2018). On the way to understanding binge watching behavior: the over-estimated role of involvement. Electronic Markets, 28(1), 111–122. https://doi.org/10.1007/s12525-017-0271-4
Michael. (2022, January 25). Netflix led US streaming market in Q4, HBO Max gained the most. GSMArena. https://www.gsmarena.com/netflix_was_the_most_used_streaming_platform_in_the_us_hbo_max_grew_the_fastest-news-52846.php
Netflix впервые за 10 лет теряет подписчиков. Причина — уход из России и повышение цен. (2022, 20 апреля). BBC News. https://www.bbc.com/russian/news-61158171
Netflix начал бороться с раздачей паролей другим людям. Так поступает треть пользователей стриминговых сервисов (2021, 12 марта). Meduza. https://meduza.io/news/2021/03/12/neflix-nachal-borotsya-s-razdachey-paroley-drugim-lyudyam-tak-postupaet-tret-polzovateley-strimingovyh-servisov
Panagiotou, G. (2006). The impact of managerial cognitions on the structure‐conduct‐performance (SCP) paradigm: A strategic group perspective. Management Decision, 44(3), 423–441. https://doi.org/10.1108/00251740610656296
Park, E. A. (2017). Why the networks can’t beat Netflix: Speculations on the US OTT services market. Digital Policy, Regulation and Governance, 19(1), 21–39. https://doi.org/10.1108/DPRG-08-2016-0041
Pisanie, J. (2013). Concentration measures as an element in testing the structure-conduct-performance paradigm. Economic Research Southern Africa ERSA working paper. https://www.econrsa.org/system/files/publications/working_papers/working_paper_345.pdf
Shattuc, J. (2019). Netflix, Inc. and Online Television. In J. Wasko & E. R. Meehan (Eds.), A Companion to Television (pp. 145–164). Wiley. https://doi.org/10.1002/9781119269465.ch7
Sherman, A. (2022, April 19). Netflix estimates 100 million households are sharing passwords and suggests a global crackdown is coming. CNBC. https://www.cnbc.com/2022/04/19/netflix-warns-password-sharing-crackdown-is-coming.html
Smith-Rowsey, D. (2016). Imaginative Indices and Deceptive Domains: How Netflix’s Categories and Genres Redefine the Long Tail. In D. Smith-Rowsey (Ed.), The Netflix Effect (pp. 63–80). Bloomsbury Academic. https://doi.org/10.5040/9781501309410.ch-005
TelecomDaily: выручка онлайн-видеосервисов в 2021 выросла на 41%. (2022, 10 марта). TelecomDaily. https://telecomdaily.ru/news/2022/03/10/telecomdaily-vyruchka-onlayn-videoservisov-v-2021-vyrosla-na-41?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Wang, W. Y., & Lobato, R. (2019). Chinese video streaming services in the context of global platform studies. Chinese Journal of Communication, 12(3), 356–371. https://doi.org/10.1080/17544750.2019.1584119
Wayne, M. L. (2018). Netflix, Amazon, and branded television content in subscription video on-demand portals. Media, Culture & Society, 40(5), 725–741. https://doi.org/10.1177/0163443717736118