Проблемы конструирования истории современного российского искусства в ситуации «центр-периферия»

  • Полина Андреевна Лукина

Аннотация

На что мы опираемся, когда говорим об истории российского современного искусства? Что служит опорными точками, канонами, нормами в представлении об этой истории? И есть ли она вообще или, скорее, нужно говорить о множестве историй российского современного искусства? Существующие сегодня публикации по истории отечественного современного искусства во многом функционируют внутри «центр-периферийных» отношений, то есть находятся в рамках иерархий доминирующего культурного нарратива. Он выстраивается как внутри исследовательских публикаций по истории искусства, так и через политику художественных институций, в последнее время все чаще обращающихся к «искусству регионов». В статье проводится анализ некоторых публикаций по истории российского современного искусства, выделяется несколько характерных черт таких публикаций, при этом особое внимание отводится практикам написания истории российского современного искусства «вне центра».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Полина Андреевна Лукина

кандидат искусствоведения 

Литература

Elkins, J. (ed.). (2007). Is Art History Global? Taylor & Francis.

Mari, B. (2014). Writing History Without a Prior Canon. In Ch. Höller (ed), L'Internationale: Post-War Avant-Gardes Between 1957 and 1986. JRP|Ringier.

Piotrowski, P. (2008). On the Spatial Turn, or Horizontal Art History. Umeni, (5), 378–383.

Андреева, Е. (2006). Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. Азбука-классика.

Багдонайте, А. (ред.). (2016). Край бунтарей. Современное искусство Владивостока 1960–2010-е. Издательство «Майер».

Бобринская, Е. (2013). Чужие? Том 1. Неофициальное искусство. Мифы. Стратегии. Концепции. Арт-медиа.

Деготь, Е. (2000). Русское искусство 20 века. Трилистник.

Джеуза, А. (2007–2010). История российского видеоарта в 3 томах. Московский музей современного искусства.

Краусс, Р., Буа, И., Бухло, Б., Джослит, Д. (2015). Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Ад Маргинем Пресс.

Краусс, Р., Буа, И., Бухло, Б., Джослит, Д. (2019). Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Ад Маргинем Пресс.

Круглый стол: как преподавать историю искусства XX века. Российский опыт. (2015). АРТГИД. https://artguide.com/posts/921

Крусанов, А. (1996). Русский авангард, 1907–1932 (Исторический обзор). В 3-х томах. НЛО.

Мачулина, Д. (2018). Трагедия в углу. Ad Marginem.

Обухова, С. (ред.-сост.). (2014). Перформанс в России. 1910–2010. Картография истории. Artguide Editions.

Петрова, Е., Е. Петрова, И. Людвиг, Э. Вайсс, Б. Тиманн, П. Людвиг (сост.). (2010). Нонконформизм. Русское и советское искусство 1958–1995. Собрание музеев Людвига. Palace Editions.

Пиотровский, П. (2018). К горизонтальной истории европейского авангарда (Н. Приходько, пер.). Художественный журнал, (104). http://moscowartmagazine.com/issue/72/article/1553

Поговорим о биеннале? (2019). TATLIN. https://tatlin.ru/articles/pogovorim_o_biennale

Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала: каталог выставки. (2018). Издательские решения. http://art-urgi.urfu.ru/index.php/item/priruchaya.html

Ракитин, В., Сарабьянов А. (2013). Энциклопедия русского авангарда. RA.

Савицкая, А., Филатов А. (2019). Краткая история нижегородского уличного искусства. Музей современного искусства «Гараж».

Сайт NEMOSKVA. http://nemoskva.art

Сайт Триеннале российского современного искусства». https://triennial-2017.garagemca.org

Соединенные штаты Сибири. Сибирский иронический концептуализм. (2014). Сибирский филиал Государственного центра современного искусства.

Соколов, Г. (2020). Немосковская история. К.Р.А.П.И.В.А. https://vtoraya.krapiva.org/nemoskovskaya-istoriya-04-10-2020

Солза, И. (2020). «Видимость» искусства как проклятие. aroundart. http://aroundart.org/2020/08/19/irka-solza-regiony-kak-resurs/

Стрельцов, И. Экзотизирующая политика. Nemoskva и Владивосток. NEST. http://neeest.ru/opinions/4950

Тупицын, В. (1998). Коммунальный (пост)модернизм. Русское искусство второй половины ХХ века. Ad Marginem.

Хлобыстин, А. (2017). Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. Borey Art Gallery.

Энгельхардт, А., Шестакова, С. (2019). Большие краны дают нам большие преимущества. Сигма. https://syg.ma/@anna-engelhardt/bolshiie-krany-daiut-nam-bolshiie-prieimushchiestva-1

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
ЛукинаП. А. (2021). Проблемы конструирования истории современного российского искусства в ситуации «центр-периферия» . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(4), 43-58. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/13759
Раздел
Научные статьи