Первая рижская биеннале современного искусства в контексте концепции «горизонтальной истории искусства»

  • Полина Андреевна Лукина Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Ключевые слова: современное искусство, центр-периферия, критическая география, биеннале, горизонтальная история искусства

Аннотация

Масштабные выставочные проекты последних лет все чаще включают в свою повестку вопросы взаимодействия центра и периферии, проблемы локальности, необходимости включения незападного искусства в выставочную программу. Это выражается через показ как можно большего числа неевропейских художников в выставочных программах или через размещение проекта в проблемной точке на мировой карте. Но является ли такой подход решением проблемы? Помогает ли он выстраивать равный диалог между разными территориями и художественными сценами? Можно заметить, что часто такой интерес к локальному, обернутый в концепции децентрализации и равного диалога, на самом деле не осуществляет критическую работу с отношениями между центром и периферией, но, скорее, воспроизводит старую логику их существования. 

В этой ситуации невозможности зачастую выстроить адекватный критический диалог о проблеме центра и периферии, локального и глобального масштабные выставочные проекты находятся в сложной ситуации выбора релевантной кураторской стратегии. В качестве анализа одной из таких стратегий в статье рассматривается подход первой Рижской биеннале современного искусства (RIBOCA). Стратегия биеннале по работе с локальным (местом, территорией, сообществом) анализируется через концепцию «горизонтальной истории искусства» польского ученого Петра Пиотровского, которая выстраивает новый фокус рассмотрения искусства и его истории через связь с территорией и географией.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Полина Андреевна Лукина, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

аспирант программы “Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура”

Литература

Вульф, Л. (2003). Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения (И. Федюкина, пер.). Новое литературное обозрение.

Гилен, П. (2015). Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм. Ад Маргинем Пресс.

Гройс, Б. (2016). Смутный объект европоцентричного желания. Искусствознание, (16), 28–39.

Забел, И. (1998). Мы и Другие (К. Бохоров, пер.). Художественный журнал, (22). http://moscowartmagazine.com/issue/43/article/835

Лефевр, А. (2015). Производство пространства. Strelka Press.

Мизиано, В. (2015). Пять лекций о кураторстве. Ад Маргинем Пресс.

О’Догерти, Б. (2015). Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства. Ад Маргинем Пресс.

Пиотровский, П. (2018). К горизонтальной истории европейского авангарда (Н. Приходько, пер.). Художественный журнал, (104). http://moscowartmagazine.com/issue/72/article/1553

Рижская биеннале современного искусства. (2018). Каталог. RIBOCA.

Сосновская, О., Борисёнок, А. (2017). Бывший Запад и Новый Восток. Художественный журнал, (101). http://moscowartmagazine.com/issue/55/article/1126

Фуко, М. (2006). Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью (Б. М. Скуратов, пер., В. П. Большакова, ред.). Праксис.

Filipovic, E. (2014). The Global White Cube. On Curating, (22). http://www.on-curating.org/issue-22-43/the-global-white-cube.html#n16

Foucault, M. (1980). Power/knowledge. Selected interviews and other writings 1972–1977. Pantheon Books.

Huggan, G. (2001). The Postcolonial Exotic. Marketing the magrins. Routledge.

Piotrowski, P. (2008). On the Spatial Turn, or Horizontal Art History. Umeni, (5), 378–383.

Piotrowski, P. (2009). In the shadow of Yalta. Art and the Avant-garde in Eastern Europe, 1945–1989. Reaktion books.

Piotrowski, P. (2015). From Global to Alter-Globalist Art History. Teksty Drugie, 1, 112–134.

Quijano, A. (2000). Coloniality of Power, Eurocentrism and Latin America. Nepantla: Views from South, 1(3), 533–580. https://doi.org/10.1177/0268580900015002005

Rogoff, I. (2000). Terra Infirma. Geography’s visual culture. Routledge.

Soja, E. W. (2008). Taking space personally. In B. Warf, S. Arias (Ed.), The Spatial Turn: Interdisciplinary Perspectives. Taylor & Francis. https://www.taylorfrancis.com/books/spatial-turn-barney-warf-santa-arias/e/10.4324/9780203891308

Tichindeleanu, O. (2013). Decolonial AestheSis in Eastern Europe: Potential Paths of Liberation. Social Text. https://socialtextjournal.org/periscope_article/decolonial-aesthesis-in-eastern-europe-potential-paths-of-liberation/

Weeks, H. (2010). Re-cognizing the post-Soviet condition: the documentary turn in contemporary art in the Baltic States. Studies in Eastern European Cinema, 1(1), 57–70. https://doi.org/10.1386/seec.1.1.57/1

Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
ЛукинаП. А. (2020). Первая рижская биеннале современного искусства в контексте концепции «горизонтальной истории искусства». Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(4), 68-86. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10495
Раздел
Научные статьи