От «Пикника на обочине» братьев А. и Б. Стругацких к «Сталкеру» А. Тарковского: работа адаптации

  • Жарко Миленич Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: братья Стругацкие, Андрей Тарковский, научная фантастика, советский кинематограф, адаптация, артхаус

Аннотация

В нашей статье мы сравниваем текст повести «Пикник на обочине» братьев А. и Б. Стругацких с несколькими версиями сценария, написанного этими писателями для фильма «Сталкер» Андрея Тарковского. Наша цель — выявить некоторые черты уникального авторского подхода А. Тарковского, который позволил с помощью адаптации литературного текста в фильм выработать оригинальный кинематографический инвариант жанра научной фантастики. Несмотря на то, что Стругацкие являются авторами сценария «Сталкера», этот фильм (который фактически был снят дважды, т. к. первый вариант оказался  испорчен из-за технических проблем) значительно отличается от повести сюжетом, именами и функциями персонажей, местом и временем действия и т. п., А. Тарковский фактически является соавтором итоговой версии сценария, хотя его имя не указано среди сценаристов. Созданный по мотивам научно-фантастической повести, «Сталкер» не укладывается в рамки жанра НФ, но и определение этого фильма как притчи не вполне объясняет его художественные особенности. В «Сталкере», последнем фильме, созданном А. Тарковским в СССР, работа над адаптацией вытеснена сложной и подчас мучительной «работой адаптации» — созданием авторской версии артхаусного кино.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Жарко Миленич, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

аспирант программы «Языкознание и литературоведение»

Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

кандидат культурологии, доцент 

 

Литература

Atheling Jr., W. (1967). The issue at hand. Advent.

Baglivo, D. (Director). (1983). Andrei Tarkovsky: A Poet in the Cinema. Rare extensive interview with Master Director Andrei Tarkovsky conducted in 1983 by Donatella Baglivo [Documentary film].

Carter, S. (2000, September 30). Roadside Picnic by Arkady and Boris Strugatsky. Infinity Plus. http://www.infinityplus.co.uk/nonfiction/roadside.htm

Dashkova, T., & Stepanov, B. (2006). Fantasticheskoe v fil’mah Andreya Tarkovskogo “Solyaris” i “Stalker”, Fantasticheskoe kino. Epizod pervii: Sbornik statei [Fantastic in the films of Andrei Tarkovsky "Solaris" and "Stalker". Fantastic movie. Episode one. Digest of articles]. Novoe literaturnoe obozrenie.

Dubin, B. (2001). Slovo – Pismo – Literatura [Word – Letter – Literature]. Moscow.

Evlampiev, I. I. (2012). Hudozhestvennaia filosofiia Andreia Tarkovskogo [The artistic philosophy of Andrei Tarkovsky]. ARC.

Freilich, S. I. (2007). Teoriia kino: Ot Eizenshtein do Tarkovskogo [Cinema Theory: From Eizenshtein to Tarkovsky]. Akademicheskii Proekt – Mir.

Gurevich, G. (1983). Besedy o nauchnoi fantastike [Conversations about science fiction]. Prosveschenie.

Hutcheon, L. (2006). A theory of adaptation. Routledge.

Kagarlitsky, Yu. (1974). Razmyshlyaya o fantastike [Reflections on science fiction]. In V. Vladimirov (Eds.), Sbornik nauchnoy fantastiki [Science Fiction Digest of Articles] (pp., 209–223). Znanie.

Kofyrin, N. (2012, December 24). Taina Stalkera – Tarkovsky i Strugatsky [Secret of “Stalker” – Tarkovsky i Strugatsky]. LiveJournal. http://nikolay-kofyrin.livejournal.com/73971.html

Le Guin, U. (2012). Foreword: Arkady and Boris Strugatsky; Roadside Picnic (O. Bormashenko, Trans.), (pp. 165–168). Review Press.

Lem, S. (2009). Moi vzgliad na literaturu [My view of literature], (V. I. Iaznevich, V. I. Borisov, К. Dushenko, Trans) . AST.

Mitta, A. (1999). Кino mezhdu adom i raem [Cinema between hell and heaven]. Podkova.

Nekhoroshev, L. (1994). Tesnye vrata – svidetel'stvo o “Stalkere” [The narrow gates – evidence on “Stalker”]. In A. Tarkovsky, M. Rostotskaya (Eds.), Nachalo… i puti [The beginning… and the roads] (pp. 69–82). VGIК.

Prashkevich, G. (2009). Кrasnii sfinks. Istoriia russkoi fantastiki ot V. F. Odoevskogo do Borisa Shterna [Red Sphinx. History of Russian science fiction from V. F. Odoevsky to Boris Shtern]. Svin'in i synov'ia.

Rerberg G., Chugunova, M., & Cymbal E. (2006). Fokus na beskonechnost' [Focus on infinity]. Iskusstvo kino, 4. http://old.kinoart.ru/archive/2006/04/n4-article20

Strugatsky, A. (1987). Kakim ya ego znal [As I knew him]. Ogonek, 29.

Strugatsky, A., & Strugatsky, B. (1972). Mashina zhelanii [The Desire Machine]. Russkaya fantastika. http://www.rusf.ru/abs/books/mzh.htm

Strugatsky, A., & Strugatsky, B. (2007). Piknik na obochine [Roadside Picnic]. AST.

Strugatsky, A., & Strugatsky, B. (2012). Pis’ma. Rabochie dnevniki, 1972–1977 [Letters. Work diaries, 1972–1977]. Terra-dizain.

Strugatsky, B. (1999). Kommentarii k proidennomu [Comments on passed]. http://www.tarkovskiy.su/texty/hr-stalker/Boris.html

Strugatsky, B. (1998). OFF-LINE interv'ju s Borisom Strugatskym. "Piknik na obochine", "Stalker", "Mashina zhelanij" [Off-line interview with Boris Strugatsky. “Roadside Picnic”, “Stalker”, “The Desire Machine”]. Russkaya fantastika. http://www.rusf.ru/abs/int_t13.htm

Strugatsky, A., & Strugatsky, B. (1982). Stalker [film script]. http://www.alchemergy.net/articles/Stalker%20Film%20Script.pdf

Suvin, D. (1976). On the poetics of the science fiction genre. In M. Rose (Ed.), Science fiction (pp. 57–71). Englewood Cliffs.

Suvin, D. (1988). On the SF opus of the Strugatsky brothers: Positions and presuppositions in science fiction. Macmillan Press.

Tarkovsky, A. (1977). Pered novymi zadachami [In front of new objectives]. Iskusstvo kino, 7.

Tarkovsky, A. (2008). Martirolog: Dnevniki 1970–1986 [Marthyrology: Diaries 1970–1986]. Mezhdunarodnyi Institut imeni Andreia Tarkovskogo.

Tarkovsky, A. (1986). Sculpting in time: Reflections on the cinema. University of Texas Press.

Todorov, T. (1975). The fantastic: A structural approach to a literary genre (R. Howard, Trans.). Cornel University Press.

Tropin, T. (2007). Stalker Andreja Tarkovskogkao adaptacija književnog naučnofantastičnog dela. Slovenska naučna fantastika, Zbornik radova. Institut za književnost i umetnost.

Tsymbal, E. (2015). Tarkovsky and the Strugatsky brothers. Science Fiction Film and Television, 8(2).

Tsymbal, E. (2012). Rozhdenie «Stalkera»: pervyy vybor natury [Birth of the "Stalker": the first choice of nature]. http://tarkovskiy.su/texty/hr-stalker/Tsymbal.html

Turovskaya, M. (1989). Tarkovsky: Cinema as poetry. Faber and Faber.

Wagner, G. (1975). The Novel and the Cinema. Fairleigh Dickinson University Press.

Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
МиленичЖ., & Лапина-КратасюкЕ. Г. (2020). От «Пикника на обочине» братьев А. и Б. Стругацких к «Сталкеру» А. Тарковского: работа адаптации. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(4), 137-151. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11441
Раздел
Научные статьи