Цифровая адаптации романа эпохи Регентства в фильме “Эмма.” (2020, реж. Отем де Уайлд): история, ирония и палимпсест в современной костюмной драме

  • Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Анна Федоровна Громовецкая
Ключевые слова: цифровая адаптация, Джейн Остин, Эмма, цифровой кинематограф, костюмная драма, роман эпохи Регентства

Аннотация

В этой статье на примере фильма “Эмма.” (реж. де Уайлд, 2020), созданного по мотивам одноименного романа Джейн Остин, рассматривается феномен «цифровой адаптации» литературного источника, в которой прослеживается влияние предыдущих адаптаций, и созданной в эпоху цифрового кино и стриминговых платформ. Интертекстуальность в фильме “Эмма.” (2020), являющаяся результатом диалога и полемики с адаптациями одноименного романа, созданного в других социокультурных обстоятельствах, дополняется новыми элементами, возникающими под влиянием технических инноваций (цифровой природы фильма) и новых форм вещания и просмотра кино (доступность на стриминговых сервисах). В ходе исследования показано, что фильм “Эмма.” (2020) строится по принципу палимпсеста, что соответствует конвенциям цифровой культуры, и обеспечивает пересматриваемость картины: повторное возвращение к нему зрителя в поисках все новых подтекстов и цитат.  Такой подход к созданию фильма обеспечивает, с одной стороны, его интеллектуальный и образовательный подтекст, а с другой соответствует модели дистрибуции фильма, включающей показ на стриминговых платформах, и усиливая ее экономические преимущества.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

кандидат культурологии, доцент

Анна Федоровна Громовецкая

бакалавр медиакоммуникаций

Литература

ARRI Rental UK. (2020, February 25). Shooting "Emma." in large format [Video file]. https://www.facebook.com/ARRIRentalUK/videos/191137165452621

Austen, J., & Wells, J. (2015). Emma: 200th-anniversary annotated edition. New York, NY: Penguin Books. (Original work published 1815–16)

Carr, Flora (2020, February 18). Emma. director Autumn de Wilde explains the film’s unusual punctuation. RadioTimes [video]. https://www.radiotimes.com/movies/emma-title-full-stop-period/

Cardwell, S. (2002). Adaptation revisited: Television and the classic novel. Manchester University Press.

Catton, E. (2020, February 8). ‘I hadn't actually read the book’: Eleanor Catton on daring to adapt Jane Austen’s Emma. The Telegraph, Para. 1. https://www.telegraph.co.uk/films/0/hadnt-actually-read-book-eleanorcatton-daring-adapt-jane-austens/

Dena, C. (2018). Transmedia adaptation. Revisiting the no- adaptation rule. In M. Freeman & R. R. Gambarat (eds.), The Routledge companion to transmedia studies (pp. 195–206). New York: Routledge.

Eco, U. (2005). Innovation & repetition: between modern & postmodern aesthetics. Daedalus, 134(4), 191–207.

Elsaesser, T., & Buckland, W. (2002). Realism in the photographic and digital image (Jurassic Park and The Lost World). In Studying contemporary American film: A guide to movie analysis. New York: Oxford University Press.

Elsaesser, T., & Hagener, M. (2015). Film theory: An introduction through the senses. Routledge.

Galperin, W. (2011). Adapting Jane Austen: The surprising fidelity of "Clueless". The Wordsworth Circle, 42(3), 187–193.

Galuppo, M. (2020, February 24). ‘Emma’ director Autumn De Wilde knows there is a cry for every occasion. The Hollywood Reporter, Para. 16. https://www.hollywoodreporter.com/movies/movie-news/emma-director autumn-de-wilde-knows-is-a-cry-occasion-1280680/

Hutcheon, L. (2003). The politics of postmodernism. Routledge.

Hutcheon, L. (2006). A theory of adaptation. Routledge.

Irvine, R. P. (2005). Jane Austen. ProQuest EbookCentral. https://ebookcentral.proquest.com

Lake, D. (2012). Adapting the unadaptable – The screenwriter’s perspective. In D. Cartmell (ed.), A companion to literature, film, and adaptation (pp. 408–415). Wiley-Blackwell.

Leitch, T. (2012). Adaptation and intertextuality, or, what isn’t an adaptation, and what does it matter? In D. Cartmell (ed.), A companion to literature, film, and adaptation (pp. 87–104). Wiley-Blackwell.

Lev, P., & Welsh, J. M. (2007). The literature/film reader: Issues of adaptation. Scarecrow Press.

Manovich, L. (2001). The language of new media. Cambridge, Mass.: MIT Press.

Manovich, L. (2018). Язык новых медиа [The language of new media]. Ad Marginem.

McDonald, K. (2016). Film theory: The basics. Routledge.

Murray, S. (2012). The adaptation industry: The cultural economy of contemporary literary adaptation (Vol. 32). Routledge.

Murray, S. (2012). The business of adaptation: Reading the market. In D. Cartmell (ed.), A companion to literature, film, and adaptation (pp. 122–140). Wiley-Blackwell.

Nabokov, V. (1998). Лекции по зарубежной литературе: Остен, Диккенс, Флобер, Джойс, Кафка, Пруст, Стивенсон [Lectures on literature]. Nezavisimaya Gazeta.

Naremore, J. (2014). The reign of adaptation. In An invention without a future (pp. 33–48). University of California Press.

O’Brien, Alden. (2020). The costumes in ‘Emma’. Willow and Thatch. https://www.willowandthatch.com/costumes-in-emma-2020-movie/

Pidduck, J. (1998). Of windows and country walks: frames of space and movement in 1990s Austen adaptations. Screen, 39(4), 381–400.

Pramaggiore, M.(2013). History as Palimpsest: Stanley Kubrick’s Barry Lyndon (1975). In Rosenstone, R.A. and Parvulescu, C. (eds) A companion to the historical film. Malden, MA: Wiley-Blackwell. pp. 30–52.

Sadoff, D. F. (2010). Marketing Jane Austen at the megaplex. Novel: A forum on fiction, 43(1), 83–92.

Scholz, A. M. (2013). From fidelity to history: Film adaptations as cultural events in the twentieth century (Vol. 3). Berghahn Books.

Schwedel, H. (2020, March 5). How working with rock stars prepared Autumn de Wilde to direct ‘Emma’. Slate, Para. 17–19. https://slate.com/culture/2020/03/emma-movie-autumn-de-wilde-interview jane-austen-beck.html

Snyder, M. (2011). Analyzing literature-to-film adaptations. Bloomsbury.

Szwydky, L. L. (2020). Transmedia adaptation in the nineteenth century. Ohio State University Press.

Taylor-Joy, A. [@anyataylorjoy]. (2020, January 18). Come spend Valentine’s Day with us! EMMA comes out February 14th in the UK.... no more love and [Photograph]. Instagram. https://www.instagram.com/p/B7dyWGhpsWN/

thecoolidge. (2020, February 25). Anya Taylor-Joy & director Autumn de Wilde on EMMA. | Full Q&A [HD] | Coolidge Corner Theatre [Video]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=QyDhhwDq-S4

White, H. (1988). Historiography and historiophoty. The American Historical Review, 93(5), 1193–1199.

Working Title Films. (n. d.). About. https://www.workingtitlefilms.com/about/

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Лапина-КратасюкЕ. Г., & ГромовецкаяА. Ф. (2021). Цифровая адаптации романа эпохи Регентства в фильме “Эмма.” (2020, реж. Отем де Уайлд): история, ирония и палимпсест в современной костюмной драме. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(4), 119-138. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/13765
Раздел
Научные статьи