Медийно-информационная грамотность через призму конвергенции и дивергенции
Аннотация
В статье впервые рассматривается процесс формирования медийно-информационной грамотности в контексте конвергенции и дивергенции. Показана эволюция этих понятий в системе гуманитарных наук. Исследованы глобальные условия, использования этих понятий применительно к экономическим, политическим, идеологическим процессам. Процесс дивергенции подробно рассматривается на примере дробления и наращивания смыслов в концепции грамотности от элементарных навыков чтения и письма до множества разнообразных форм и видов грамотности, которые возникают в цифровую эпоху. Конвергентные процессы раскрываются на примере концепции медийно-информационной грамотности (МИГ), провозглашенной ЮНЕСКО в начале XXI века. В статье рассматриваются наиболее актуальные в настоящее время термины и определения МИГ. В заключении автор приходит к выводу о том, что, концепцию, согласно которой развитие живых систем представляет собой некую закономерность чередования процессов дивергенции и конвергенции, можно экстраполировать и на информационные системы. Это позволяет предположить, что в результате современного переосмысления синергетического концепта медийно-информационной грамотности в скором времени возникнет очередной процесс расхождения мыслеформ, следствием которого станет формирование принципиально новых компетенций.