Реальность кино как массмедиа с точки зрения нейронаук: как кинематографические произведения воздействуют на мозг и психику человека

  • Кирилл Владимирович Краснов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0009-0009-3348-5677
Ключевые слова: кино, реальность массмедиа, когнитивное киноведение, теория разума, нейропсихология, нейробиология

Аннотация

Кино по-прежнему является одним из самых популярных развлекательных средств массовой коммуникации. В российской индустрии развлечений по итогам 2024 года билеты в кинотеатры уступают только билетам в театры и на концерты, опережая при этом шоу, музеи, выставки и спортивные мероприятия[1]. По данным исследования Mediascope TV Index за январь–июль 2024 года (вся Россия, население старше 4 лет, домашний и дачный просмотр) структура телепросмотра состоит преимущественно из фильмов и сериалов (40%)[2]. Популярность кино обусловлено в том числе возможностью «безопасно пережить» события, с которыми нельзя столкнуться в реальной жизни. Однако причины, по которым зрители по всему миру верят движущемуся изображению на экране, редко излагаются в контексте когнитивно-коммуникативных теорий.  В данной работе рассматриваются основные когнитивные аспекты, объясняющие реальность кино как массмедиа. Выделяется как минимум четыре феномена, делающих кино реалистичным: в их числе так называемые «слепота к изменениям», «правило зеркала», «интерсубъективная корреляция» и «теория разума». Приведенные в статье явления помогают объяснить особенности кино как массмедиа, его регулятивные и рекреативные функции, а также эмоциональное воздействие. Кроме того, когнитивные причины создают дополнительные аргументы в пользу того, чтобы считать кино в парадигме М. Маклюэна «горячим» медиа, то есть предполагающим полное слияние с информацией.  

[1] Мамиконян. (2024). В 2024 году рынок развлекательных и спортивных мероприятий достигнет 227 млрд рублей. Forbes.ru. https://www.forbes.ru/forbeslife/525910-v-2024-godu-rynok-razvlekatel-nyh-i-sportivnyh-meropriatij-dostignet-227-mlrd-rublej?ysclid=mb976lz4ci555810678

[2] Тренды медиапотребления в ТВ и интернет – данные Mediascope. Вестник лицензионного рынка. https://licensingrussia.ru/article/14360-trendy-mediapotrebleniia-v-tv-i-internet-dannye-mediascope/?clckid=b6ac90f9

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Кирилл Владимирович Краснов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

аспирант программы «Коммуникации и медиа»

Литература

Бугаева, Л. (2017). Кино и мозг (Рец. на кн.: Zacks J. Flicker: Your Brain on Movies; Pisters P. The Neuro-Image: A Deleuzian Film-Philosophy of Digital Screen Culture; Embodied Metaphors in Film, Television, and Video Games: Cognitive Approaches). Новое литературное обозрение, 143. https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/143_nlo_1_2017/article/12377/?ysclid=lsg38dk9r6425679005

Железняк, Н. (2019). Культтерапия. Лекции по психологии искусства. Litres.

Краснов, К. В. (2021). Спойлеры в массовой культуре как современный медиафеномен [Выпускная квалификационная работа, НИУ ВШЭ]. Реестр дипломов НИУ ВШЭ. https://www.hse.ru/ba/journ/students/diplomas/468976486?ysclid=lrxgwkevp6241123303

Краснов, К. В. (2023). Спойлер (в популярной культуре). Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. https://bigenc.ru/c/spoiler-v-populiarnoi-kul-ture-a404f3/?v=8973806

Луман, Н. (2005). Реальность массмедиа (А. Ю. Антоновский, пер.). Праксис.

Сафина, К. (2018). За гранью слов: О чем думают и что чувствуют животные. Азбука-Аттикус.

Anderson, J. (1996). The reality of illusion: An ecological approach to cognitive film theory. SIU Press.

Bruner, J. S. (1973). Beyond the information given: Studies in the psychology of knowing. WW Norton.

Gładziejewski, P. (2016). Predictive coding and representationalism. Synthese, 193(2), 559–582. https://doi.org/10.1007/s11229-015-0762-9

Gweon, H., & Saxe, R. (2013). Developmental cognitive neuroscience of Theory of Mind (J. Rubenstein & P. Rakic, Eds.), Neural Circuit Development and Function in the Brain: Comprehensive Developmental Neuroscience. Elsevier. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-397267-5.00057-1

Hasson, U., Landesman, O., Knappmeyer, B., Vallines, I., Rubin, N., & Heeger, D. (2008). Neurocinematics: The neuroscience of films. Projections: The Journal for Movies and Mind, 2, 1–26.

Levin, D. T., & Simons, D. J. (1997). Failure to detect changes to attended objects in motion pictures. Psychonomic Bulletin & Review, 4(4), 501–506. https://doi.org/10.3758/BF03214339

Mar, R. A. (2011). The neural bases of social cognition and story comprehension. Annual Review of Psychology, 62, 124. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-120709-145406

Simons, D. J., & Levin, D. T. (1998). Failure to detect changes to people during a real-world interaction. Psychonomic Bulletin & Review, 5(4), 644–649. https://doi.org/10.3758/BF03208840

Soussignan, R. (2002). Duchenne smile, emotional experience, and autonomic reactivity: a test of the facial feedback hypothesis. Emotion, 2(1), 52. https://doi.org/10.1037/1528-3542.2.1.52

Zacks, J. M. (2015). Flicker: Your brain on movies. Oxford University Press, USA.

Опубликован
2025-06-10
Как цитировать
Краснов К. В. (2025). Реальность кино как массмедиа с точки зрения нейронаук: как кинематографические произведения воздействуют на мозг и психику человека. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 10(2), 78-91. https://doi.org/10.17323/cmd.2025.19775
Раздел
Научные статьи