Сайнс-арт и китч: компьютерное искусство на основе больших языковых моделей

  • Станислав Вячеславович Миловидов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-1406-5406
Ключевые слова: Сайнс-арт, китч, нейросети, искусственный интеллект, большие языковые модели, постгуманизм, трансгуманизм

Аннотация

Появление больших языковых моделей привело к распространению популярных сегодня графических генераторов (DALL-E, Midjourney, Stable Diffusion, Kandinsky и др.), что стало причиной повсеместного распространения и демократизации художественных практик, связанных с использованием нейронных сетей. В статье анализируются процессы исчезновения границ между искусством и китчем, применительно к компьютерному искусству. Рассматривается китчизация генеративной графики нейросетей и способы её преодоления посредством обращения к научному знанию и художественному направлению сайнс-арт, а также возникающие в связи с этим новые художественные практики и противоречия.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Станислав Вячеславович Миловидов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

старший преподаватель

Литература

Бохоров, К. Ю. (2021). Алгоритмическая апофения и эстетизация данных. Художественная культура, 3(38), 242–255. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2021-3-242-255

Гринберг, К. (2005). Авангард и китч. Художественный журнал, 60, 49–58.

Гройс, Б. (2012). Авангард и китч сегодня. Colta. https://os.colta.ru/art/events/details/34423?ysclid=lljzlvjv38778795701

Гурова, В. С. (2023). «Семья, которой нет» [фотография]. https://milagrelia.ru/semya-kotoroy-net

Демильханова, А. М. (2009). Влияние виртуальной реальности на образ Я (на примере ролевых компьютерных игр). [Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова]. Национальная электронная библиотека. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003473967/?ysclid=lly8vu5yl0784120745

Колмогоров, А. Н. (1964). Автоматы и жизнь. Возможное и невозможное в кибернетике. Наука. 10–29.

Курбановский, А. А. (2017). Реализм без реального: аспекты китча. Искусствознание, 3.

Лакан, Ж. (2002). Образования бессознательного (Семинары: Книга 5 (1957–1958)) (А. Черноглазова, пер.). Гнозис.

Лакофф, Дж., Джонсон, М. (2004). Метафоры, которыми мы живем (А. Баранов, пер). Едиториал УРСС.

Левченко, О. Е. (2016). Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое»: [Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии, Российский государственный гуманитарный университет]. Национальная электронная библиотека. https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_011662702/?ysclid=llvj77uxbk968815605

Манович, Л. (2017). Теории софт-культуры. Ласточка.

Национальный стандарт Российской Федерации. Системы искусственного интеллекта. Классификация систем искусственного интеллекта. (2021). Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». https://docs.cntd.ru/document/1200177292

Пащенко, О. (2023). Гипогуманизм и œнтœ(мо)логия недочеловеческого. Издательство Яромира Хладика.

Пенроуз, Р. (2003). Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. Едиториал УРСС.

Руднев, В. П. (2018). Мышление и Реальное Лакана. Психология и психотехника, (2), 11–21. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2018.2.25573

Руднев, В. П. (1999). Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. Аграф.

Фадеева, Т. Е., Старусева-Першеева, А. Д. (2023). Генеративные практики в креативных индустриях: «фиджитал»-аспект художественного проектирования. Дом Бурганова. Пространство культуры, 19(3), 79–89. http://doi.org/10.36340/2071-6818-2023-19-3-79-89

Фадеева, Т. Е. (2023). «Союз» художника с нечеловеческим агентом – утопия или рабочая модель художественного производства. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 1(88), 108–115.

Фортунатов, А. Н. (2023). Нейроисторицизм как имитативная реальность: особенности формирования визуальных образов российских городов с помощью нейросетей. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 23(3), 293–297. http://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-293-297

Хуэй, Ю. (2020). Рекурсивность и контингентность. V A C Press.

Шаповалов, И. С. (2022). Философские проблемы современного искусства в эпоху Постгуманизма. Вестник Воронежского государственного университета, 4(46), 115–122.

Яковлева, А. М. (1990). Кич и художественная культура. Знание.

Abramson, J., Adler, J., Dunger, J., Evans, R., Green, T., Pritzel, A., Ronneberger, O., Willmore, L., Ballard, A. J., Bambrick, J., Bodenstein, S. W., Evans, D. A., Hung, Ch.-Ch., O’Neill, M., Reiman, D., Tunyasuvunakool, K., Wu, Z., Žemgulytė, A., Arvaniti, E., Beattie, Ch. et al. (2024). Accurate structure prediction of biomolecular interactions with AlphaFold 3. Nature. https://doi.org/10.1038/s41586-024-07487-w

Akten, M. (2021). “All Watched Over By Machines Of Loving Grace” [painting]. https://www.memo.tv/works/all-watched-over-by-machines-of-loving-grace/

Bommasani, R., Hudson, D. A., Adeli, E., Altman, R., Arora, S., von Arx, S., Bernstein, M. S., Bohg, J., Bosselut, A., Brunskill, E., Brynjolfsson, E., Buch, Sh., Card, D., Castellon, R., Chatterji, N., Chen, A., Creel, K., Davis, J. Q., Demszky, D. & Donahue, Ch. (2021). On the Opportunities and Risks of Foundation Models. ArXiv.org. https://doi.org/10.48550/arXiv.2108.07258

Chalmers, D. J. (1995). Facing up to the Problem of Consciousness. Journal of Consciousness Studies, 3(2), 200–219. https://doi.org/10.31812/apd.v0i14.1838

Daras, G., Dimakis, A. G. (2022). Discovering the hidden vocabulary of dalle-2. ArXiv.org, preprint. https://doi.org/10.48550/arXiv.2206.00169

Lipovetsky, G., Serroy, J. (2023). Le nouvel âge du kitsch. Essai sur la civilisation du “trop” [Новый век китча. Эссе о цивилизации «избытка»]. Gallimard.

Lughi, G. (2018). Tecno-kitsch: la spettacolarizzazione digitale dell’arte [Технокитч: спектакль цифрового искусства]. Piano B. Arti e culture visive, 3(2). https://doi.org/10.6092/issn.2531-9876/9987

Manovich, L., Arielli, E. (2023). Artificial Aesthetics: A Critical Guide to AI, Media and Design.

Mecacci, A. (2018). Kitsch y Neokitsch [Китч и неокитч]. Boletín de Estética, Año XIV, Invierno, 7–32.

Moles, A. (1971). Le Kitsch. L’art du Bonheur [Китч. Искусство удовольствия]. Maison Mame.

Quaranta, D. (2023). Digital Kitsch: Art and Kitsch in the Informational Milieu. In Max Ryynänen & Paco Barragán (Eds.), The Changing Meaning of Kitsch: From Rejection to Acceptance. Springer Verlag. 205–228.

Santos-Junior, C. D., Torres, M., Duan, Y. et al. (2024). Discovery of antimicrobial peptides in the global microbiome with machine learning. Cell. https://doi.org/10.1016/j.cell.2024.05.013

Scruton, R. (2009). Beauty. Oxford University Press.

Searle, J. (2001). Chinese Room Argument. The MIT Encyclopedia of the Cognitive Sciences. MIT Press.

Turing, А. (1950). Computing machinery and intelligence. Mind, 49, 433–460.

Webb, T., Holyoak, K. & Lu, H. (2023). Emergent Analogical Reasoning in Large Language Models. ArXiv.org. https://doi.org/10.48550/arXiv.2212.09196

Опубликован
2024-06-29
Как цитировать
Миловидов С. В. (2024). Сайнс-арт и китч: компьютерное искусство на основе больших языковых моделей. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 9(2), 45-64. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/17908
Раздел
Научные статьи