От конспирологии до розыгрыша: проблема мис- и дезинформации в пандемийном дискурсе

  • Светлана Андреевна Шомова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-0959-9278
Ключевые слова: мисинформация, дезинформация, фейк, COVID-19, Рунет

Аннотация

Как любая кризисная ситуация, пандемия Covid-19 обострила и «подсветила» многие проблемные узлы коммуникационных взаимодействий, и в том числе – проблему распространения в информационном пространстве недостоверной информации. Фейки коронавирусной тематики обладают не только высокой вирулентностью, но и немалой эффективностью воздействия на аудиторию. В статье приводится обзор основных направлений изучения феномена мис- и дез-информации, рассматривается специфика «коронавирусных» фейков, а также предлагается авторская типология основных разновидностей фейка в пандемийном дискурсе Рунета.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Светлана Андреевна Шомова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

доктор политических наук, профессор

Литература

Архипова, А. С. (2020). Чем (не)опасна инфодемия: как и зачем исследуют фейковые сообщения и слухи во время пандемии. Фольклор и антропология города, III(1–2), 190–202.

Архипова, А. С., Радченко, Д. А., Козлова, И. В., Пейгин, Б. С., Гаврилова, М. В., Петров, Н. В. (2020). Пути российской инфодемии: от WhatsApp до Следственного комитета. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6), 231–265. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1778

Исупова, О. Г., Рождественская, Е. Ю., Лагерева, А. Е. (2021). Ковидный ресентимент в социальных сетях: репертуар мотивированных суждений. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 374–398. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.2004

Казун, А. Д., Поршнев, А. В. (2021). Кто верит в теории заговора? Факторы склонности к конспирологическому мышлению в России, Казахстане и Украине. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6), 549–565. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.1889

Качкаева, А. Г., Шомова, С. А., Душакова, И. С. (2021). Фейк: от академических дискуссий к практическим решениям. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(2), 5–32. https://cmd-journal.hse.ru/article/view/12600

Петров, Н., Архипова, А., Спиридонов, В., Пейгин, Б. (2020). Инфодемия: существующие подходы к анализу паник, фобий, слухов, фейков во время эпидемий и предложения по борьбе с ними. Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, 8(110), 80–87.

Почепцов, Г. (2019). Фейки как информационно-виртуальный объект. https://repository.mdu.in.ua/jspui/bitstream/123456789/1081/1/pr_vch_Vip.21_2019.pdf

Социология пандемии. Проект КоронаФОМ (2021). Рук. авт. коллектива А. А. Ослон. Институт Фонда Общественное Мнение. https://media.fom.ru/fom-static/%D0%A4%D0%9E%D0%9C%20-%202021%20-%20%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20-%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%A4%D0%9E%D0%9C.pdf

Стернин, И. А., Шестерина, А. М. (2020). Маркеры фейка в медиатекстах. ООО «РИТМ».

Яблоков, И. (2020). Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве. Альпина нон-фикшн.

Ahmed, W., Vidal-Alaball, J., Downing, J., Lopez Seguí, F. (2020). COVID-19 and the 5G Conspiracy Theory: Social Network Analysis of Twitter Data. Journal of Medical Internet Research, 22(5). https://doi.org/10.2196/19458

Bakir, V., McStay, A. (2017). Fake news and the economy of emotions: problems, causes, solutions. Digital Journalism, 6(2), 1–22.

Bermúdez, J. P. (2018). The Post-Truth temperament: What makes belief stray from evidence? And what can bring them back together? In C. G. Prado (Ed.), America’s Post-Truth Phenomenon: When Feelings and Opinions Trump Facts and Evidence (pp. 87–109). CA: Praeger.

Brennen, J. S., Simon, F., Howard, P. N., Nielsen, R. K. (2020). Types, sources, and claims of COVID-19 misinformation. Reuters Institute. http://www.primaonline.it/wp-content/uploads/2020/04/COVID-19_reuters.pdf

Buckingham, D. (2017). Fake News: Is Media Literacy the Answer? https://davidbuckingham.net/2017/01/12/fakenews-is-media-literacy-the-answer/

Caled, D., Silva, M. J. (2022). Digital media and misinformation: An outlook on multidisciplinary strategies against manipulation. Journal of Computational Social Science (5), 123–159.

Damstra, A., Boomgaarden, H. G., Broda, E., Lindgren, E., Strömbäck, J., Tsfaty, Y., Vliegenthart, R. (2021). What Does Fake Look Like? A Review of the Literature on Intentional Deception in the News and on Social Media. Journalism Studies, 22(14), 1947–1963. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1461670X.2021.1979423#

Dimitrov, D., Bin Ali, B., Shaar, Sh., Alam, F., Silvestri, F. Firooz, H., Nakov, P., Da San Martino, G. (2021). Detecting Propaganda Techniques in Memes. Computer Science / Computer Vision and Pattern Recognition. https://doi.org/10.48550/arXiv.2109.08013

Fairfield, P. (2018). Lords of mendacity. In C. G. Prado (Ed.), America’s Post-Truth Phenomenon: When Feelings and Opinions Trump Facts and Evidence (pp. 153-164). CA: Praeger

Farkas, J., Schou, J. (2018). Fake News as a Floating Signifier: Hegemony, Antagonism and the Politics of Falsehood. Javnost – The Public, 25(3), 298–314.

Fedorov, A., Levitskaya, A. (2020). Typology and Mechanisms of Media Manipulation. International Journal of Media and Information Literacy, 5(1), 69–78.

Gelfert, A. (2018). Fake News: A Definition. Informal Logic, 38(1), 84–117.

Guadagno, R. E., Guttieri, K. (2019). Fake News and Information Warfare: An Examination of the Political and Psychological Processes from the DigitalSphere to the Real World (Chapter 11). In E. Chiluwa, S. A. Samoilenko (Eds.), Handbook of Research on Deception, Fake News, and Misinformation Online (pp. 167–191). IGI Global.

Harsin, J. (2018). A Critical Guide to Fake News: From Comedy to Tragedy (translated from «Un guide critique des fake news: de la comédie à la tragédie»). Pouvoirs: Revue d'Etudes Constitutionnelleset Politiques, 164(1), 99–119.

Imhoff, R., Bruder, M. (2014). Speaking (Un-)Truth to Power: Conspiracy Mentality as a Generalised Political Attitude. European Journal of Personality, 28(1), 25–43. https://doi.org/10.1002/per.1930.

Jovančević, A., Milićević, N. (2020). Optimism-Pessimism, Conspiracy Theories and General Trust as Factors Contributing to COVID-19 Related Behavior – A Cross-Cultural Study. Personality and Individual Differences, 167. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110216

Mihailidis, P. (2023). Civic Distance: Digital Culture’s Intrusion on Trust, Engagement, and Belonging. In K. Fowler-Watt, J. McDougall (Eds), The Palgrave Handbook of Media Misinformation. Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-031-11976-7_1

Musi, E., Aloumpi, M., Carmi, E., Yates, S., O’Halloran, K. (2022). Developing Fake News Immunity: Fallacies as Misinformation Triggers During the Pandemic. Online Journal of Communication and Media Technologies, 12(3), Article No: e202217. https://doi.org/10.30935/ojcmt/12083

Ohio University MPA. Fake News, Misinformation, & Fact-Checking. OhioUniversity. https://onlinemasters.ohio.edu/masters-public-administration/guide-to-misinformation-and-fact-checking/

Shu, K., Mahudeswaran, D., Wang, S., Lee, D., Liu, H. (2018). FakeNewsNet: A Data Repository with News Content, Social Context and Spatialtemporal Information for Studying Fake News on Social Media. Cornell University. https://arxiv.org/abs/1809.01286

Steinberg, L. (2017). Infographic: Beyond Fake News – 10 Types of Misleading News. https://eavi.eu/beyond-fake-news-10-types-misleading-info/

Tandoc, E. C., Lim, Z. W., Ling, R. (2017). Defining “Fake News”: A typology of scholarly definitions. Digital Journalism, 6(3), 1–17.

Twitter (2020). Политика в отношении манипуляции платформой и спама. https://help.twitter.com/ru/rules-and-policies/platform-manipulation

Vamanu, I. (2019). Fake News and Propaganda: A Critical Discourse Research Perspective. Open Information Science, 3(1), 197–208.

van Prooijen, J.-W. (2022). Psychological benefits of believing conspiracy theories. Current Opinion in Psychology, (47), October 2022, 101352. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2022.101352

Varieties of Fake News and Misrepresentation (2019). https://www.laetusinpraesens.org/docs10s/fakenews.php Youtube (2020). Правила и безопасность. https://www.youtube.com/intl/ru/about/policies/#community-guidelines

Zaryan, S. (2017). Truth and Trust: How Audiences Are Making Sense of Fake News. MSc Media and Communication, Lund University.

Опубликован
2023-03-29
Как цитировать
ШомоваС. А. (2023). От конспирологии до розыгрыша: проблема мис- и дезинформации в пандемийном дискурсе. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 8(1), 5-23. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/16694
Раздел
Научные статьи