Фейк: от академических дискуссий к практическим решениям
Аннотация
Категория фейка — одна из центральных, магистральных в современных исследованиях медиапроцессов, медиакультуры, медиаконтента и медиаграмотности. Будучи точкой пересечения интересов различных акторов и платформ, проблемным узлом теоретических дискуссий, индустриальных норм и ограничений, фейк до сих пор является не до конца осмысленным и проясненным понятием, несмотря на усилия целых коллективов по его изучению. В данной работе, созданной в рамках академического партнерства с Яндекс.Дзен, не только уточняется тезаурус, связанный с проблемой недостоверной информации в медиа XXI в., выявляются подходы к типологизации данного феномена, но и акцентируется роль компьютерных алгоритмов в современной борьбе с фейк-нюьз, дается обобщение опыта академических и индустриальных проектов по изучению и маркировке фейков.
Скачивания
Литература
Архипова, А. (2020, 31 марта). Александра Архипова об инфодемии, фейк-ньюс и практиках солидаризации. Research. http://researcharts.ru/arkhipova-infodemic
Архипова, А. С., Радченко, Д. А., Козлова, И. В., Пейгин, Б. С. и др. (2020). Пути российской инфодемии: от WhatsApp до Следственного комитета. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6), 231–265.
Левченко, Г. (2020, 28 октября). Главы Twitter, Google и Facebook приняли участие в онлайн-слушаниях в Сенате США, посвященных модерированию контента. Цукерберг не сразу дозвонился. Медуза. https://meduza.io/feature/2020/10/28/glavy-twitter-google-i-facebook-prinyali-uchastie-v-onlayn-slushaniyah-v-senate-ssha-posvyaschennyh-moderirovaniyu-kontenta-tsukerberg-ne-srazu-dozvonilsya
Никитинский, Л. (2020, 9 мая). Новое невежество. Новая газета. https://novayagazeta.ru/articles/2020/05/09/85307-novoe-nevezhestvo
Петров, Н., Архипова, А., Спиридонов, В., Пейгин, Б. (2020). Инфодемия: существующие подходы к анализу паник, фобий, слухов, фейков во время эпидемий и предложения по борьбе с ними. Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, 8(110), 80–87.
Почепцов, Г. (2018). Фейки и дезинформация: в чем их сила? Хвиля. https://hvylya.net/analytics/society/feyki-i-dezinformatsiya-v-chem-ih-sila.html
Скрынникова, А., Скобелев, В. (2020, 4 августа). Роспечать предложила создать сервис для распознавания фейковых новостей. РБК. https://www.rbc.ru/technology_and_media/04/08/2020/5f2832869a7947d218ad4dd9
Хвостик, Е. (2020, 26 октября). Интернет-компании хотят больше свободы в удалении нелегального контента. Коммерсант. https://www.kommersant.ru/doc/4548672
Яндекс.Дзен. (2020). Программа проверки фактов. https://yandex.ru/support/zen/requirements/fact-checking.html
Allcott, H. (2017). Social Media and Fake News in the 2016 Election. Journal of Economic Perspectives, 31(2), 211–236.
Arnold, M. (2020, July 13). An algorithm to detect fake news: A Q&A with Huan Liu and Kai Shu. Arizona State University. https://research.asu.edu/algorithm-detect-fake-news-qa-huan-liu-and-kai-shu
Bakir, V., & McStay, A. (2017). Fake news and the economy of emotions: problems, causes, solutions. Digital Journalism, 6(2), 1–22.
Beckett, C. (2017, March 11). “Fake news”: the best thing that’s happened to Journalism. https://blogs.lse.ac.uk/polis/2017/03/11/fake-news-the-best-thing-thats-happened-to-journalism/
Bermúdez, J. P. (2018). The Post-Truth temperament: What makes belief stray from evidence? And what can bring them back together? In C. G. Prado (Ed.), America’s Post-Truth Phenomenon: When Feelings and Opinions Trump Facts and Evidence (pp 87–109). Praeger.
Buckingham, D. (2017, January 12). Fake News: Is Media Literacy the Answer? https://davidbuckingham.net/2017/01/12/fake-news-is-media-literacy-the-answer/
Conroy, N. J., Rubin, V. L., & Chen, Y. (2016). Automatic deception detection: Methods for finding fake news. Proceedings of the 78th ASIS&T Annual Meeting: Information Science with Impact: Research in and for the Community (pp. 1–4). American Society for Information Science.
Derakhshan, H., & Wardle, C. (2017). Information Disorder: Definitions. Understanding and Addressing the Disinformation Ecosystem (pp. 5–12). Annenberg School for Communication. https://firstdraftnews.org/wp-content/uploads/2018/03/The-Disinformation-Ecosystem-20180207-v2.pdf
European Commission. (2018a). Final report of the High Level Expert Group on Fake News and Online Disinformation. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/final-report-high-level-expert-group-fake-news-and-online-disinformation
European Commission. (2018b). Final results of the Eurobarometer on fake news and online disinformation. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/final-results-eurobarometer-fake-news-and-online-disinformation
Facebook. (2020). Нормы сообщества. Часть IV. Целостность и подлинность. https://www.facebook.com/communitystandards/integrity_authenticity
Fairfield, P. (2018). Lords of mendacity. In C. G. Prado (Ed.), America’s Post-TruthPhenomenon: When Feelings and Opinions Trump Facts and Evidence (pp. 153–164). Praeger.
FakeNewsNet. (2019). GitHub. https://github.com/KaiDMML/FakeNewsNet
Farkas, J., & Schou, J. (2018). Fake News as a Floating Signifier: Hegemony, Antagonism and the Politics of Falsehood. Javnost — The Public, 25(3), 298–314.
Fisher, C. (2018). What is meant by ‘trust’ in news media? In K. Otto & A. Köhler (Eds.), Trust in Media and Journalism (pp. 19–38). Springer.
Gelfert, A. (2013). Rumour, gossip, and conspiracy theories: Pathologies of testimony and the principle of publicity. In G. Dalziel (Ed.), Rumours and communication in Asia in the Internet Age (pp. 20–45). Routledge.
Gelfert, A. (2018). Fake News: A Definition. Informal Logic, 38(1), 84–117.
Guadagno, R. E., Guttieri, K. (2019). Fake News and Information Warfare: An Examination of the Political and Psychological Processes From the Digital Sphere to the Real World (Chapter 11). In E. Chiluwa & S. A. Samoilenko (Eds.), Handbook of Research on Deception, Fake News, and Misinformation Online (pp. 167–191). IGI Global.
Harsin, J. (2018). Un guide critique des fake news: de la comédie à latragédie [A Critical Guide to Fake News: from Comedy to Tragedy]. Pouvoirs: Revue d'Études Constitutionnelles et Politiques, 164(1), 99–119.
Hofseth, A. (2017, March 14). Fake News, Propaganda, and Influence Operations — a guide to journalism in a new, and more chaotic media environment. Reuters Institute for the Study of Journalism. https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/risj-review/fake-news-propaganda-and-influence-operations-guide-journalism-new-and-more-chaotic
Khaldarova, I., Pantti, M. (2016). Fake News. Journalism Practice, 10(7), 891–901.
Lenta.ru. (2017, 2 ноября). Названо слово года. https://lenta.ru/news/2017/11/02/fakenews/
Lohr, S. (2018, March 8). It’s True: False News Spreads Faster and Wider. And Humans Are to Blame. The New York Times. https://www.nytimes.com/2018/03/08/technology/twitter-fake-news-research.html
Marwick, A., Lewis, R. (2017, May 15). Media manipulation and disinformation online. Data & Society. https://datasociety.net/library/media-manipulation-and-disinfo-online/
McChesney, R. W. (2013). Digital Disconnect: How Capitalism is Turning the Internet Against Democracy. New Press.
McIntyre, L. (2018). Post-truth. MIT Press.
Ohio University. (n. d.). Fake News, Misinformation, & Fact-Checking. https://onlinemasters.ohio.edu/masters-public-administration/guide-to-misinformation-and-fact-checking
Pasquetto, I., Jahani, E., Baranovsky, A., Baum, M. A. (2020). Understanding Misinformation on Mobile Instant Messengers (MIMs) in Developing Countries. Shorenstein Center, Harvard Kennedy School. https://shorensteincenter.org/wp-content/uploads/2020/06/Misinfo-on-MIMs-Shorenstein-Center-May-2020.pdf
Pen America. (2020, September 9). How to Talk to Friends and Family Who Share Misinformation. https://pen.org/how-to-talk-to-friends-and-family-who-share-misinformation/?utm_source=twitter&utm_medium=SAGE_social&utm_content=sagemedia_comm&utm_term=c5ad9357-5284-4192-8a51-d01139af73ac
Posetti, J., Matthews, A. (2018). A short guide to the history of ’fake news’ and disinformation. A Learning Module for Journalists and Journalism Educators. International Center for Journalists. https://www.icfj.org/sites/default/files/2018-07/A%20Short%20Guide%20to%20History%20of%20Fake%20News%20and%20Disinformation_ICFJ%20Final.pdf
Rini, R. (2017). Fake news and partisan epistemology. Kennedy Institute of Ethics Journal, 27(2), Е43–Е64.
Shu, C. (2017, December 21). Facebook will ditch Disputed Flags on fake news and display links to trustworthy articles instead. TechCrunch. https://techcrunch.com/2017/12/20/facebook-will-ditch-disputed-flags-on-fake-news-and-display-links-to-trustworthy-articles-instead/
Shu, K., Mahudeswaran, D., Wang, S., Lee, D., Liu, H. (2018). FakeNewsNet: A Data Repository with News Content, Social Context and Spatialtemporal Information for Studying Fake News on Social Media. Cornell University. https://arxiv.org/abs/1809.01286
Silverman, C., Singer-Vine, J., Vo, L. Th. (2017, April 4). In Spite Of The Crackdown, Fake News Publishers Are Still Earning Money From Major Ad Networks. BuzzFeedNews. https://www.buzzfeednews.com/article/craigsilverman/fake-news-real-ads
Somers, M. (2020, July 21). Deepfakes, explained. MIT Sloan School of Management. https://mitsloan.mit.edu/ideas-made-to-matter/deepfakes-explained?utm_source=mithp&utm_medium=web&utm_campaign=deepfakeexplainer
Steinberg, L. (2017, July 26). Infographic: Beyond Fake News — 10 Types of Misleading News — Seventeen Languages. EAVI. https://eavi.eu/beyond-fake-news-10-types-misleading-info
Tandoc, E. C., Lim, Z. W., Ling, R. (2017). Defining Fake News: A typology of scholarly definitions. Digital Journalism, 6(3), 1–17.
Twitter. (2020, сентябрь). Политика в отношении манипуляции платформой и спама. Справочный центр. https://help.twitter.com/ru/rules-and-policies/platform-manipulation
Vamanu, I. (2019). Fake News and Propaganda: A Critical Discourse Research Perspective. Open Information Science, 3(1), 197–208.
Wiggins, B. E. (2017). Navigating an immersive narratology: Factors to explain the reception of fake news. International Journal of E-Politics (IJEP), 8(3), 16–29.
Youtube. (2020). Правила и безопасность. https://www.youtube.com/intl/ru/about/policies/#community-guidelines
Zaryan, S. (2017). Truth and Trust: How audiences are making sense of Fake News. MSc Media and Communication, Lund University.
Ziyu, Y. (2018, November 3). Weibo Gives Media, Government Power to Quash ‘Rumors’. SixthTone. http://www.sixthtone.com/news/1003152/weibo-gives-media,-government-power-to-quash-rumors