Современная протестная коммуникация в контексте системно-коммуникативного подхода

  • Раиса Эдуардовна Бараш Российская академия наук
  • Александр Юрьевич Антоновский Российская академия наук
Ключевые слова: протест, медиа, коммуникация, активизм, системно-коммуникативный подход

Аннотация

В фокусе внимания авторов статьи — протестные выступления последних лет, вспыхнувшие в различных точках мира под влиянием совершенно разных поводов. Обращаясь к методологии системно-коммуникативного анализа, авторы предлагают интерпретировать протестную самоорганизацию как в первую очередь коммуникацию, альтернативную традиционным способам взаимодействия политической сферы и гражданского общества.

Ставя перед собою задачу определить специфику протестной коммуникации как новой, но соразмерной традиционным коммуникативным системам (политика, хозяйство, наука), а также выяснить, выполняют ли новые социальные движения, в первую очередь протестные, уникальную задачу-функцию как собственного воспроизводства, так и взаимодействия с другими социальными системами, авторы обращаются к использованию методологической рамки системно-коммуникативного подхода. Использование для изучения протестной активности такой методологии предполагает возникновение новых социальных движений следствием реакции на общие системно-структурные деформации общества и актуальные социальные риски, а само складывание протестной коммуникации как предпосылки активного действия интерпретирует как следствие подключения эмоции «социального страха». Способность испытывать страх за другого делает возможным групповое накопление и передачу страхов от одного участника движения к другому.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Раиса Эдуардовна Бараш, Российская академия наук

Кандидат политических наук, старший научный сотрудник, Институт социологии Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН

Александр Юрьевич Антоновский, Российская академия наук

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт философии РАН

Литература

Антоновский А. (2011) Социоэпистемология. О пространственно–временном и коллективно–личностном понимании общества. М.: Канон.

Антоновский А. (2012) От интеграции к информации. К коммуникативным трансформациям в России. Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены, 3: 4–13.

Антоновский А. (2017) Наука как общественная подсистема. Никлас Луман о механизмах социальной эволюции знания и истины. Вопросы философии, 7: 158–171.

Антоновский А. (2017) Эволюционный подход к развитию науки. Epistemology & Philosophy of science, 52(2): 201–217.

Архипова А., Радченко Д., Титков А., Югай Е., Гаврилова М., Белянин С., Козлова И. (2018) «Пересборка митинга»: Интернет в протесте и протест в интернете. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 12–35.

Бараш Р., Антоновский А. (2017) «Истина» и «власть» как категории социальной философии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5(141): 120–134.

Бараш Р. (2012) Интернет как средство самоактуализации и революционной самоорганизации. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3(109): 100–109.

Бараш Р. (2014) Протестное движение: в поисках нового политического субъекта. Власть, 10(22): 52–61.

Бареев М., Качурина И. (2019) Youtube как фактор формирования протестного потенциала молодежи. Регионология, 3(27): 572–587.

Баунов А. (2019) Учения для революции. Чем кончатся московские протесты. URL:carnegie.ru/commentary/79623.

Галактионова Ю. (2019) Политическое протестное поведение современной российской молодежи. Социально–экономические науки, 1: 119–126.

Горбачев А. (2017) Почему на акции протеста вышло столько подростков? Отвечают ученые из группы «Мониторинг актуального фольклора». URL:https://meduza.io/feature/2017/03/27/pochemu-na-aktsii-protesta-vyshlo-stolko-podrostkov-i-chego-oni-hotyat.

Гостев А. (2019) Рецепт революции. URL:www.svoboda.org/a/30236548.html

Дзялошинский И., Жолудь, Р. (2018) Провокация в системе коммуникационных технологий. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(2), 79-97. URL:https://cmd-journal.hse.ru/article/view/7999.

Железнова М. (2019) Мы Иван Голунов, Егор Жуков и Павел Устинов. URL:www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/09/17/811454–golunov–zhukov–ustinov.

Кастельс М. (2000) Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ.

Легостаева Н. (2019) Протестные сообщества в социальной сети «ВКонтакте»: виды, тематика, содержание публикаций. Научный журнал «Дискурс», 7(33): 130–143.

Луман Н. (2016) Истина, знание, наука как система. М.: Логос.

Луман Н. (2017) Эволюция науки (перевод с немецкого). Epistemology & Philosophy of science, 2(52): 215–233.

Палагичева А., Фролов А. (2019) Технологии демобилизации граждан в протесте: на примере протестов против повышения пенсионного возраста в РФ. Южно–российский журнал социальных наук, 1(20): 57–71. https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-57-7

Перцев А. (2019) Радикализация и символизм: облик нового российского протеста. URL:carnegie.ru/commentary/79155.

Соколов А., Курбанова А. (2018) Интернет–технологии в массовых движениях. Власть, 9(26): 35–41. https://doi.org/10.31171/vlast.v26i9.6147

Соколов А. (2019) Коллективные действия в современной России: особенности организации и реакция власти. Южно–российский журнал социальных наук, 2(20): 45–59. https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-45-59

Становая Т. (2019) Бенефициары лета. Как властные группы наращивают портфель к 2024 году. URL:carnegie.ru/commentary/80193.

Шкляров В. (2019) Судьба актера. Чем чревата цеховая солидарность при защите политзаключенных. URL:republic.ru/posts/94732.

Antonovsky, A. (2017). Technologies of the Electoral Process: A Field Study of the Possibility of Informative Communication. Russian Studies in Philosophy, 55(1), 37–48. https://doi.org/10.1080/10611967.2017.1296291

Blumer, H. (1969). Collective Behavior. In A.M. Lee (Ed.), Principles of Sociology (pp. 67–121). New York: Barnes and Noble.

Castells, M. (1997). The Information Age: Economy. Society and Culture (Vol. 2). The power of identity, Oxford: Blackwell Publishers.

Eyerman, R., Jamison, A. (1991). Social Movements. A Cognitive Approach, Cambridge: Polity Press.

Fuchs, Ch. (2006). The Self–Organization of Social Movements. Systemic Practice and Action Research, 19(1), 101–137.

Goodwin, J., Hetland, G. (2013). The Strange Disappearance of Capitalism from Social Movement Studies. In C. Barker, L. Cox, J Krinsky, A. Nilsen (Eds.), Marxism and Social Movements (pp. 83–103). Leiden: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004251434_005

Harvey, D. (2008). The Right to the City. New Left Review, 53, 23–40. URL:newleftreview.org/II/53/david–harvey–the–right–to–the–city.

Japp, K. P. (1996). Soziologische Risikotheorie, Muenchen: Juventa.

Luhmann, N. (1972). Soziologische Aufklärung 2, Springer.

Luhmann, N. (1994). Systemtheorie und Protestbewegungen. Ein Interview. Forschungsjournal Neue Soziale Bewegungen, 2, 53–69.

Luhmann, N. (1996). Protest. Systemtheorie und soziale Bewegungen, Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Melucci, A. (1985). The symbolic challenge of contemporary movements. Social Research, 52(4), 789–815.

Meyer, D. S. (2004). Protest and political opportunities. The Annual Review of Sociology, 30, 125–145.

Muasher, M. (2019). Is This the Arab Spring 2.0? URL:go.carnegieendowment.org/R00n0yyPTo0000v0PWVcSV1

Political Protest in Times of Crisis. Construction of New Frames of Diagnosis and Emotional Climate. Frontiers in Psychology, 8. URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5600953/pdf/fpsyg–08–01568.pdf

Sabucedo, J.–M., Barreto, I., Seoane, G., Alzate, M., Gómez–Román, C., Vilas, X. (2017).

Tilly, C. (2004). Social Movements, 1768–2004. Boulder, London: Paradigm.

Touraine, A. (1985). An introduction to the study of social movements. Social Research, 52(4), 749–787.

Touraine, A. (1985). An introduction to the study of social movements. Social Research, 52(4), 749–787.

Опубликован
2019-12-21
Как цитировать
БарашР. Э., & АнтоновскийА. Ю. (2019). Современная протестная коммуникация в контексте системно-коммуникативного подхода. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(3), 140-164. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10189
Раздел
Научные статьи