«Образ врага» в информационных войнах в контексте отношений России с Украиной, Великобританией и США в 2019 году (анализ контента политических блогеров социальной сети Twitter)
Аннотация
Статья посвящена исследованию формирования «образов врага» в информационно-психологических войнах, которые ведутся противоборствующими силами с использованием разных стратегий пропаганды и манипуляции. В теоретической части работы раскрывается содержание понятий информационно-психологическая война, технологии пропаганды и манипуляции, «образ врага», типология «врагов», основания и стратегии формирования «образа врага».
Авторы фокусируют внимание на технологиях и практиках формирования «образа врага» государства-противника у своей аудитории блогерами социальной сети Twitter, с целью сплоченной ответной поддержки обществом внешней государственной политики. В ходе поискового исследования в январе – мае 2019 года было проанализировано 533 текстовых сообщения и 65 фотографических материалов из социальной сети «Twitter» в контексте современных (на тот момент) отношений России с Украиной, Великобританией и США.
Авторами проанализирован «образ врага», продуцируемый информационными акторами каждой из сторон конфликта. В статье описываются выявленные механизмы формирования «образа врага» в медиа-пространстве социальных сетей, что позволяет охарактеризовать и сравнить определенные «формы» врага, которые пытается сформировать каждая из сторон информационного противоборства.
Скачивания
Литература
Адамьянц, Т. З. (2017). Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы [монография]. Институт социологии РАН.
Адамьянц, Т. З. (2019). Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний. Социологические исследования, (3), 98–105. https://doi.org/10.31857/S013216250004282-3
Бассиюни, К. (1999). Воспитание цареубийц. Академический проект.
Бурдье, П., Болтански, Л., Кастель, Р., и Шамборедон, Ж.-К. (2014). Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии (Б. М. Скуратов, пер.). Праксис.
Вепринцев, В. Б., Манойло, А. В., Петренко, А. И., и Фролов, Д. Б. (2005). Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник. http://psyfactor.org/psyops/psyops4.htm
Гриняев, С. Н. (2004). Поле битвы — киберпространство. Теория, приемы, средства, методы и системы ведения информационной войны. По материалам иностранной печати. Харвест. http://csef.ru/media/articles/461/461.pdf
Гудков, Л. (2005). Идеологема врага. «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции. Л. Гудков (сост.), Н. Конрадова (ред.), Образ врага (сс. 7–79). ОГИ.
Гузев, С. А., и Комиссарова, М. Н. (2013). Информационные войны: типы и особенности. Современные наукоемкие технологии, (10–2), 232–233. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33447
Зиммель, Г. (1994). Человек как враг. Социологический журнал. 0(2), 114–119. https://jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/71/73
Козырев, Г. И. (2008). «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях. Социологические исследования, 285(1), 31–39. https://elibrary.ru/download/elibrary_10230033_27061440.pdf
Крумм, Р., Ломагин, Н., и Ханов, Д. (сост.). (2012). Образ другого — страны Балтии и Советский Союз перед Второй мировой войной. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).
Лоренц, К. (1994). Агрессия (так называемое «зло»). Прогресс.
Николайчук, И. А., Янгляева, М. М., и Якова, Т. С. (2018). Крылья хаоса. Масс-медиа, мировая политика и безопасность государства. ИКАР.
Сенявская, В. С. (2006). Противники России в войнах ХХ века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).
Сороченко, В. (2002). Энциклопедия методов пропаганды. (Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама). Psyfactor. https://psyfactor.org/propaganda.htm
Ушаков, Д. Н. (1935). Толковый словарь русского языка. Т. 1. Гос. ин-т «Сов. энцикл.», ОГИЗ.
Цыганов, В. В., и Бухарин, С. Н. (2007). Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология. Академический проект.
Шариков, П. А. (2013). Подходы РФ и США к проблеме международно-правового обеспечения информационной безопасности. Проблемы национальной стратегии, 20(5), 131–144. https://riss.ru/documents/286/f47a2d760dfb40e1b1c187fb161c568c.pdf
Шигин, А., и Литвиненко, В. (2021, 7 июля). Сущность войны и современность. Армейский сборник. Журнал министерства обороны Российской Федерации. https://army.ric.mil.ru/Stati/item/334161/
Шилова, В. А. (2015). Коммуникативное поле управления: теория, методология, практика [монография]. Логос.
Штомпка, П. (2007). Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник (Н. В. Морозова, пер.). Логос.