Оперы Генделя в контексте современной режиссуры: к вопросу о претворении в оперном спектакле композиционных принципов киноискусства
Аннотация
Статья написана на основе посещений ее авторами в 2019 году современных постановок барочных опер Георга Фридриха Генделя (1685–1759) в театрах трех немецких городов: Халле, Бад-Лаухштедта и Бернбурга. В первом, являющимся родиной композитора, ежегодно проводится Международный генделевский музыкальный фестиваль, посвященный исследованию творчества великого саксонца и его современников. Концепция фестиваля в 2019 году была связана с изучением воплощенных в его операх женских образов: «Чувствительные, героические, возвышенные – генделевские женщины».
Осмысливая рассматриваемый научно-художественный концепт, авторы приходят к заключению, что возможности режиссерских трактовок старинных опер за счет инкорпорирования в музыкально-сценическую драматургию композиционных принципов киномонажа и выразительных средств современных, прежде всего, экранных искусств. Для изучения этого явления использован научный аппарат, разработанный в отечественной науке Львом Выготским, который, исследуя в художественной литературе духовный мир героя, выявил его психологические противоречия, выраженные в конфликте фабулы и сюжета, и Сергеем Эйзенштейном, хорошо знавшим рукопись исследования «Психология искусства» Выготского и не без влияния его идей создавший свою собственную «психологию искусства», которая изложена на страницах его работ разных лет.
В настоящей статье выявление сущности отмеченных процессов дало возможность ее авторам увидеть в трактовках генделевских опер немецкими режиссерами феномен наращивания смысла, возникающий в результате слияния двух, казалось бы, непримиримо-конфликтных слоев сознания: барочного и современного, сложившегося на протяжении последнего столетия.
Скачивания
Литература
Birnbaum, С. (2018, November 21). 2019 Handel Festival: “Sensitive, Heroic, Sublime – Handel’s women”. REMA. http://www.rema-eemn.net/news/events/604-2019-handel-festival-sensitive-heroic-sublime-handel-s-women
Bowdler, S. (2018, May 27). A bizarre Berenice at the Halle Handel Festival. Bachtrack. https://bachtrack.com/review-berenice-biganzoli-lichtenstein-handel-halle-may-2018
Bowdler, S. (2019, June 14). Festkonzert with Carolyn Sampson: Handel’s Heroines. Bachtrack. https://bachtrack.com/review-handel-festival-halle-sampson-brough-the-kings-consort-king-june-2019
Burrows, D. (2012). Handel. The Master Musicians. Oxford University Press.
Ćurković, I. (2019, July 1). Handel Festival Halle 2019. BSECS. https://www.bsecs.org.uk/criticks-reviews/handel-festival-halle-2019/
Ehrnrooth, A. (2018). Berenice finally conquers Händel festspiele. ACGE. https://www.acge.net/tag/samuel-marino/
Eisenstein, S. M. (1998). Chetvyortoye izmerenie v kino [The Fourth Dimension in Cinema]. In S. M. Eisenstein (Ed.), Montazh (pp. 45–63), [Mounting]. VGIK. [In Russian].
Eisenstein, S. M. (1980). Psihologiya iskusstva (neopublikovannye konspekty statyi i kursa lektsiy). In S. M. Eisenstein (Ed.), Psihologiya protsessov hudozhestvennogo tvorchestva (pp. 173–203), [Psychology of Art (Unpublished Summaries of the Article and a Course of Lectures). Psychology of Artistic Creativity Processes]. Nauka. [In Russian].
Eisenstein, S. M. (1964). Neravnodushnaya priroda [Caring nature]. In S. M. Eisenstein (Ed.), Izbrannye proizvedeniya v shesti tomah (pp. 5–30), [Sergei Eisenstein’s Aesthetics. Selected Works in Six Volumes]. S. I. Yutkevich (Chief Ed.), Vol. 3. Iskusstvo. [In Russian].
Fedoseev, I. S. (1996). Opernoe tvorchestvo G. F. Gendelya [Opera works of G. F. Handel]. Сhelovek i nauka [Human and science]. http://cheloveknauka.com/opernoe-tvorchestvo-g-f-gendelya [In Russian].
Freilikh, S. I. (1964). Estetika Eisensteina. In S. M. Eisenstein (Ed.), Izbrannye proizvedeniya v shesti tomah (pp. 5–30), [Sergei Eisenstein’s Aesthetics. Selected Works in Six Volumes]. S. I. Yutkevich (Chief Ed.), Vol. 3. Iskusstvo. [In Russian].
Handel & Hendrix in London. (n.d.). Atalanta. https://handelhendrix.org/learn/about-handel/opera-synopses/atalanta/
Konson, G. R. (2018). The Paintings of Ilya Glazunov through the Prism of the Methodologies of Sergei Eisenstein and Lev Vygotsky. Nauka Televideniya [The Art and Science of Television], 14(4), 63–86.
Konson, G. R. (2019). The Paintings of Ilya Glazunov through the Prism of the Methodologies of Sergei Eisenstein and Lev Vygotsky. Nauka Televideniya [The Art and Science of Television], 15(1), 30–105.
Lang, P. H. (1966). George Frideric Handel. (W. C. Holmes, Ed.). Dover Publications Inc.
Polianskaya, А. (2019, April 2). London Handel Festival challenges “stuffy” image of classical music. Design Week. https://www.designweek.co.uk/issues/1-7-april-2019/london-handel-festival-classical-music-rebrand
Shakko, (2019, June 03). Posttravmaticheskij sindrom v zhivopisi [Post-traumatic syndrome in painting]. Livejournal. https://shakko.ru/1404652.html?utm_source=nc&utm_medium=interesting
Thraves, L. (2018, September 20). 2019 London Handel Festival will focus on ‘divas’. Rhinegold Publishing. https://www.rhinegold.co.uk/classical_music/2019-london-handel-festival-will-focus-divas
Vygotskij, L. S. (1968). Psihologiya iskusstva [Psychology of Art]. Iskusstvo. [In Russian].
Warszawski, J.-M. (2019, June 16). Au dernier jour du festival Händel de Halle. Musicologie. https://www.musicologie.org/19/au_dernier_jour_du_festival_haendel_de_halle.html