Оперы Генделя в контексте современной режиссуры: к вопросу о претворении в оперном спектакле композиционных принципов киноискусства

  • Григорий Рафаэльевич Консон Институт кино и телевидения (ГИТР)
  • Ирина Абрамовна Консон Союз композиторов Российской Федерации

Аннотация

Статья написана на основе посещений ее авторами в 2019 году современных постановок барочных опер Георга Фридриха Генделя (1685–1759) в театрах трех немецких городов: Халле, Бад-Лаухштедта и Бернбурга. В первом, являющимся родиной композитора, ежегодно проводится Международный генделевский музыкальный фестиваль, посвященный исследованию творчества великого саксонца и его современников. Концепция фестиваля в 2019 году была связана с изучением воплощенных в его операх женских образов: «Чувствительные, героические, возвышенные – генделевские женщины».

Осмысливая рассматриваемый научно-художественный концепт, авторы приходят к заключению, что возможности режиссерских трактовок старинных опер за счет инкорпорирования в музыкально-сценическую драматургию композиционных принципов киномонажа и выразительных средств современных, прежде всего, экранных искусств. Для изучения этого явления использован научный аппарат, разработанный в отечественной науке Львом Выготским, который, исследуя в художественной литературе духовный мир героя, выявил его психологические противоречия, выраженные в конфликте фабулы и сюжета, и Сергеем Эйзенштейном, хорошо знавшим рукопись исследования «Психология искусства» Выготского и не без влияния его идей создавший свою собственную «психологию искусства», которая изложена на страницах его работ разных лет.

В настоящей статье выявление сущности отмеченных процессов дало возможность ее авторам увидеть в трактовках генделевских опер немецкими режиссерами феномен наращивания смысла, возникающий в результате слияния двух, казалось бы, непримиримо-конфликтных слоев сознания: барочного и современного, сложившегося на протяжении последнего столетия.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Григорий Рафаэльевич Консон, Институт кино и телевидения (ГИТР)

доктор искусствоведения, доктор культурологии, главный научный сотрудник 

Ирина Абрамовна Консон, Союз композиторов Российской Федерации

почетный деятель Союза композиторов Российской Федерации

Литература

Birnbaum, С. (2018, November 21). 2019 Handel Festival: “Sensitive, Heroic, Sublime – Handel’s women”. REMA. http://www.rema-eemn.net/news/events/604-2019-handel-festival-sensitive-heroic-sublime-handel-s-women

Bowdler, S. (2018, May 27). A bizarre Berenice at the Halle Handel Festival. Bachtrack. https://bachtrack.com/review-berenice-biganzoli-lichtenstein-handel-halle-may-2018

Bowdler, S. (2019, June 14). Festkonzert with Carolyn Sampson: Handel’s Heroines. Bachtrack. https://bachtrack.com/review-handel-festival-halle-sampson-brough-the-kings-consort-king-june-2019

Burrows, D. (2012). Handel. The Master Musicians. Oxford University Press.

Ćurković, I. (2019, July 1). Handel Festival Halle 2019. BSECS. https://www.bsecs.org.uk/criticks-reviews/handel-festival-halle-2019/

Ehrnrooth, A. (2018). Berenice finally conquers Händel festspiele. ACGE. https://www.acge.net/tag/samuel-marino/

Eisenstein, S. M. (1998). Chetvyortoye izmerenie v kino [The Fourth Dimension in Cinema]. In S. M. Eisenstein (Ed.), Montazh (pp. 45–63), [Mounting]. VGIK. [In Russian].

Eisenstein, S. M. (1980). Psihologiya iskusstva (neopublikovannye konspekty statyi i kursa lektsiy). In S. M. Eisenstein (Ed.), Psihologiya protsessov hudozhestvennogo tvorchestva (pp. 173–203), [Psychology of Art (Unpublished Summaries of the Article and a Course of Lectures). Psychology of Artistic Creativity Processes]. Nauka. [In Russian].

Eisenstein, S. M. (1964). Neravnodushnaya priroda [Caring nature]. In S. M. Eisenstein (Ed.), Izbrannye proizvedeniya v shesti tomah (pp. 5–30), [Sergei Eisenstein’s Aesthetics. Selected Works in Six Volumes]. S. I. Yutkevich (Chief Ed.), Vol. 3. Iskusstvo. [In Russian].

Fedoseev, I. S. (1996). Opernoe tvorchestvo G. F. Gendelya [Opera works of G. F. Handel]. Сhelovek i nauka [Human and science]. http://cheloveknauka.com/opernoe-tvorchestvo-g-f-gendelya [In Russian].

Freilikh, S. I. (1964). Estetika Eisensteina. In S. M. Eisenstein (Ed.), Izbrannye proizvedeniya v shesti tomah (pp. 5–30), [Sergei Eisenstein’s Aesthetics. Selected Works in Six Volumes]. S. I. Yutkevich (Chief Ed.), Vol. 3. Iskusstvo. [In Russian].

Handel & Hendrix in London. (n.d.). Atalanta. https://handelhendrix.org/learn/about-handel/opera-synopses/atalanta/

Konson, G. R. (2018). The Paintings of Ilya Glazunov through the Prism of the Methodologies of Sergei Eisenstein and Lev Vygotsky. Nauka Televideniya [The Art and Science of Television], 14(4), 63–86.

Konson, G. R. (2019). The Paintings of Ilya Glazunov through the Prism of the Methodologies of Sergei Eisenstein and Lev Vygotsky. Nauka Televideniya [The Art and Science of Television], 15(1), 30–105.

Lang, P. H. (1966). George Frideric Handel. (W. C. Holmes, Ed.). Dover Publications Inc.

Polianskaya, А. (2019, April 2). London Handel Festival challenges “stuffy” image of classical music. Design Week. https://www.designweek.co.uk/issues/1-7-april-2019/london-handel-festival-classical-music-rebrand

Shakko, (2019, June 03). Posttravmaticheskij sindrom v zhivopisi [Post-traumatic syndrome in painting]. Livejournal. https://shakko.ru/1404652.html?utm_source=nc&utm_medium=interesting

Thraves, L. (2018, September 20). 2019 London Handel Festival will focus on ‘divas’. Rhinegold Publishing. https://www.rhinegold.co.uk/classical_music/2019-london-handel-festival-will-focus-divas

Vygotskij, L. S. (1968). Psihologiya iskusstva [Psychology of Art]. Iskusstvo. [In Russian].

Warszawski, J.-M. (2019, June 16). Au dernier jour du festival Händel de Halle. Musicologie. https://www.musicologie.org/19/au_dernier_jour_du_festival_haendel_de_halle.html

Опубликован
2020-12-30
Как цитировать
КонсонГ. Р., & КонсонИ. А. (2020). Оперы Генделя в контексте современной режиссуры: к вопросу о претворении в оперном спектакле композиционных принципов киноискусства. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(4), 21-39. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11895
Раздел
Научные статьи