Ностальгия по СССР: советское кино глазами сельских зрителей

  • Анна Алексеевна Новикова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Варвара Павловна Чумакова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Аннотация

В статье рассматривается феномен ностальгии по СССР, широко распространенный среди российских сельских жителей из разных регионов. Наш анализ сфокусирован на особенностях медиа потребления, характерных для сельских жителей. Спутниковое телевидение, пришедшее в российскую деревню в 21 веке, усиливает ностальгию по СССР из-за увеличения трансляции советских фильмов. Основу исследования составляют пять экспедиций, проведенных в селах Костромской области (2012 г.), Ростовской области (2013 г.), Республики Татарстан (2014 г.), Иркутской области (2014 г.) и Тамбовской области (2018 г.). Результаты полуструктурированных глубинных интервью с 240 жителями деревни соотносятся с анализом телевизионного контента, который смотрят респонденты. Авторы показывают, что постоянная трансляция советских фильмов на популярных среди сельских жителей телеканалах вызывает ностальгию по СССР и создает идеальный образ СССР. «Обобщенное где угодно» СССР, как его можно интерпретировать в медиаэкологической традиции, представляется «райским местом». Рай СССР не потерян, но он увековечен на экране телевизора, который показывает мир сказки, где ничто не умирает.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анна Алексеевна Новикова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Доктор культурологии, профессор Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Москва, Россия)

Варвара Павловна Чумакова , Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Кандидат культурологии, доцент Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Москва, Россия)

Литература

Aitken, I. (2001). European Film Theory and Cinema: A critical Introduction. Edinburgh UP.

Ankersmit, F.R. (1994) Historism and Postmodernism: A Phenomenology of Historical Experience // Ankersmit F.R. History and Tropology. The Rise and Fall of Metaphor. University of California Press. https://doi.org/10.1086/ahr/101.2.447-a

Boym, S. (2002) The Future of Nostalgia. Basic Books

Chase M., Shaw C. The Dimensions of Nostalgia / The Imagined Past: History and Nostalgia. Ed. by M. Chase a. C. Shaw. Manchester: Manchester Univ. Press.1989. P. 1–17.

Chrostowska, S. D. Consumed by Nostalgia? // Sub-Stance. 2010. Volume 39. № 2(Issue 122). P. 52–70.

Clark, K. (1998) “Socialist Realism”. Reference Guide to Russian Literature. London, Fietzroy Dearborn Rublishers.

Dames N. (2010) Nostalgia and its disciplines: A response //Memory Studies. 2010. № 3. P. 269–275. https://doi.org/10.1177/1750698010364820

Davis F. (1979) Yearning for yesterday: a sociology of Nostalgia. New York: Free Press.

Everett, W. (1996) European Identity in Cinema / Ed. by W. Everett. L.: Intellect.

Fiske, J. (1989) Reading the Popular. London and New York. Unwin Hyman Ltd.

Hollywood and Europe: Economics, Culture and National Identity 1945–95. (1998). London: BFI, 1998.

Kasamara, V., Sorokina A. (2011) Post-soviet Nostalgia in the Everyday Discourse of Russian Citizens // Obshestvennie Nauki i Sovremennost. № 6. P.18–31.

Kiriya, I., & Kachkaeva, A. (2011). Economical Forms of State Pressure in Russian Regional Media. Revista Romana de Jurnalism si Comunicare-Romanian Journal of Journalism and Communication, (2), 5-11.

Levada, J.A. (2002)”Thelovek Nostalgitheskiy”: Realii i Problemi // Monitoring Obshestvennogo Mneniya: Ekonomitheskie i Sotsialnie Peremeni. № 6 (62). С. 7–13.

Lvova, S. (2013) Peredeli Avtorskih Prav Kinostudiy ili eshe raz o Pravoobladanii na Sovetskie Telefilmi, Sdelannie po Zakazu Gosteleradio SSSR. // Bisnes v Zakone, № 5. [web publication: http://cyberleninka.ru/article/n/predely-avtorskih-prav-kinostudiy-ili-esche-raz-o-pravoobladanii-na-sovetskie-telefilmy-sozdannye-po-zakazu-gosteleradio-sssr#ixzz3BgufJ8sU

Mattelart, A. (1998) European film policy and the response to Hollywood // The Oxford Guide to Film Studies. Oxford University Press. P. 478–485;

McLuhan, M. (2003) Understanding Media: The Extensions of Man; reissued by Gingko Press.

McLuhan M., Fiore Q. (1996) The Medium is the Massage, Penguin Books, 1996.–160 p.

McLuhan M., McLuhan E. (1992) Laws of Media: The New Science, University of Toronto Press, 1992. – 252 p.

Meyrowitz J. From Tribal to Global: A Brief History of Civilization from a McLuhanesque Perspective / The Legacy of McLuhan, Hampton Press, 2005. – p. 35-43

Meyrowitz, J. (2005) The Rise of Glocality: New Senses of Place and Identity in the Global Village

[web publication: http://www.fil.hu/mobil/2004/meyrowitz_webversion.doc]

Mikhailova, I. B. (2013) Happy Birthday “Ivan Vasilievich!” L. I. Gaidai’s Cinematic Comedy in the Press. 201-218 On Modern History of Russia 2013 № 3. [web publication: http://www.ceeol.com]

Nora P. (1989) Between Memory and History: Les Lieux de Mémoire // Representations. No. 26. P. 7–25.

Novikova, A. (2010) Myths about Soviet Values and Contemporary Russian Television // Russian Journal of Communication. No. 3/4. P. 281-295.

https://doi.org/10.1080/19409419.2010.10756778

Ong, W. (2012) Orality and Literacy: The Technologizing of the Word (30th Anniversary Edition), Routledge.

Pickering M., Keightley E. The Modalities of Nostalgia// Current Sociology. 2006. V. 54(6). P. 919–941. https://doi.org/10.1177/0011392106068458

Postman, N. (1985) Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. New York: Penguin.

Prokhorov, A. (2007) Inherited discourse: Stalinist tropes in thaw literature and cinema. St.Petersburg: Akademitheskiy proekt.

Propp V. (1928;1968) Morphology of the Folktale The American Folklore Society and Indiana University.

Radstone, S. (1995) Cinema, Memory, History // Screen.(Spring). No. 1 (36).

Radstone, S. (2010) Nostalgia: Home-comings and departures// Memory Studies.2010. No. 3. P. 187–191. https://doi.org/10.1177/1750698010364808

Razlogov, K. (2013) Mirovoe kino. Istoriya iskusstva ekrana. Moscow.

Samutina N. (2007) Ideologiia nostalgii: problema proshlogo i sovremennogo v evropeiskom kino // Moscow, Higher School of Economics: Preprint WP6, 2007. No.1.C. 18-32.

Saveleva, I.M., Poletaev A.V. (2003-2006) Znanie o Proshlom: Teoriya i Istoriya . В 2 t. Т. 1: Konstruirovanie proshlogo. Т. 2: Obrazi proshlogo. S-Pb.: Nauka, 2003–2006.

Shanin, T. (1989) Peasants And Peasant Societies, London: Penguin book.

Sedikides C.,Wildschut T., Baden D. (2004) Nostalgia: Conceptual issues and existential functions / Handbook of experimental existential psychology ed by J. Greenberg, S. Koole, T. Pyszczynski. N.-Y.: Guilford Press. P. 200–214.

Tannock, S. (1995) Nostalgia Critique // Cultural Studies.No. 9. P. 453–464.

Taylor, R., ed. (1993) Stalinism and Soviet Cinema. London, Routledge.

Zorkaia, N. (1989) The Illustrated Histiry of Soviet Cinema. London: Hippocrene Books.

Zubarevitsh, N. V., & Safronov, S. G. (2005). Rossia regionov: v kakom sotsialnom prostranstve my zhivem [Russia of regions: what social space we live in]. Independent Institute of Social Policy. M.: Pomatur.

Опубликован
2019-11-11
Как цитировать
НовиковаА. А., & Чумакова В. П. (2019). Ностальгия по СССР: советское кино глазами сельских зрителей. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(2), 5-25. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/9933
Раздел
Научные статьи