О становлении системы контроля за измерениями телевизионной аудитории в России
Аннотация
Авторы статьи прослеживают, как на протяжении существования телевидения в России развивались измерения телевизионной аудитории и как происходило становление системы контроля над ними. Были выделены четыре этапа: этап редакционных исследований телеаудитории (1934-1990); этап становления непрерывных измерений телеаудитории в рекламных целях (1991-2000); этап становления системы контроля за измерениями телеаудитории на принципах саморегулирования (2001-2016); этап становления системы государственного регулирования и контроля за измерениями телеаудитории (с 2016 года по настоящее время). Анализируются состояние и основные тенденции развития ситуации в России в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе". Делается вывод о том, что в России для построения системы контроля за измерениями телевизионной аудитории необходимо сочетание государственного регулирования и отраслевого саморегулирования.
Скачивания
Литература
Вартанова Е.Л. (2011). Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ. Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. № 4: 6−26.
Воронцова А.В., Белокопытов С.В. (2013). Развитие телевидения в условиях противостояния ключевых игроков. Теория и практика медиарекламных исследований. Вып.3. Москва: Аналитический центр «Видео Интернешнл».
Давыдов С. Г. (2014). Телевизионные исследования на этапе перехода с аналогового на цифровое вещание в России и странах Европы. В кн.: Струков В., Зверева В. (ред.). (2014). От центрального к цифровому: телевидение в России. Воронеж: Наука-Пресс: 89-111.
Единые требования (Классификатор) к системам фиксации факта выхода в эфир телепродукции. (2003). Москва: НП «Медиа Комитет».
Ермолаева О. Я., Шариков А. В. (1997). Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. Москва: НАТ.
Коломиец В.П. (2001). Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) Москва: Издательство Международного института рекламы.
Коломиец В.П. (2010). Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе. Социологические исследования. №1: 58-65.
Коломиец В.П. (2014). Медиасоциология: теория и практика. Москва: Аналитический центр VI.
Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. (ред.) (2002). Телевизионная журналистика. Москва: Изд-во МГУ, Изд-во "Высшая школа".
Лейн У.Р., Рассел Дж.Т. (2004). Реклама. Санкт-Петербург: Питер.
Литвинский К.О., Мальковская Я.В. (2010). Особенности взаимодействия телевизионной отрасли и сферы медиаизмерений на региональных рынках. Поиск. Проблемы. Решения. №12 (147): 54-58.
На пути к общемировому стандарту измерения телевизионной аудитории (2005). Москва: НП "Медиа Комитет".
Назаров М. М. (2015). Измерения аудитории ТВ в современной мультиэкранной среде (практики зарубежных рынков). Москва: НИПКЦ Восход-А, Аналитичеcкий центр Vi.
Полуэхтова И.А (2016). Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы. Медиаскоп. Вып. 4. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2199. (Дата обращения: 03.10.2017).
Стандартизация измерений телевизионной аудитории в России. Материалы конференции. (1996). Москва: НАТ, ФСТР РФ.
Фомичева И. Д. (2004). Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. Москва: Аспект Пресс.
Шариков А.В. (1998). Основные этапы развития сферы измерения аудитории СМИ. Независимые медиаизмерения. Май: 22-27.
Шариков А.В., Ермолаева О.Я. (2016). Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765-2000). Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. №4: 98-114.
Taneja H. (2013) Audience Measurement and Media Fragmentation: Revisiting the Monopoly Question. Journal of Media Economics. Vol.26, Is.4: 203-219.
Toward Global Guidelines for Television Audience Measurement (1999). Geneva, Switzerland: European Broadcasting Union.