О становлении системы контроля за измерениями телевизионной аудитории в России

  • Ольга Яковлевна Ермолаева
  • Асель Курманбековна Палванова

Аннотация

Авторы статьи прослеживают, как на протяжении существования телевидения в России развивались измерения телевизионной аудитории и как происходило становление системы контроля над ними. Были выделены четыре этапа: этап редакционных исследований телеаудитории (1934-1990); этап становления непрерывных измерений телеаудитории в рекламных целях (1991-2000); этап становления системы контроля за измерениями телеаудитории на принципах саморегулирования (2001-2016); этап становления системы государственного регулирования и контроля за измерениями телеаудитории (с 2016 года по настоящее время). Анализируются состояние и основные тенденции развития ситуации в России в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе". Делается вывод о том, что в России для построения системы контроля за измерениями телевизионной аудитории необходимо сочетание государственного регулирования и отраслевого саморегулирования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ольга Яковлевна Ермолаева

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, директор НП «Медиа Комитет», член группы Европейских исследований аудитории (GEAR)

Асель Курманбековна Палванова

Продюсер, МИА "Россия Сегодня"

Литература

Бузин В.Н., Бузина Т.С. (2010). Медиапланирование: теория и практика. Москва: ЮНИТИ-ДАНА
Вартанова Е.Л. (2011). Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ. Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. № 4: 6−26.
Воронцова А.В., Белокопытов С.В. (2013). Развитие телевидения в условиях противостояния ключевых игроков. Теория и практика медиарекламных исследований. Вып.3. Москва: Аналитический центр «Видео Интернешнл».
Давыдов С. Г. (2014). Телевизионные исследования на этапе перехода с аналогового на цифровое вещание в России и странах Европы. В кн.: Струков В., Зверева В. (ред.). (2014). От центрального к цифровому: телевидение в России. Воронеж: Наука-Пресс: 89-111.
Единые требования (Классификатор) к системам фиксации факта выхода в эфир телепродукции. (2003). Москва: НП «Медиа Комитет».
Ермолаева О. Я., Шариков А. В. (1997). Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. Москва: НАТ.
Коломиец В.П. (2001). Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) Москва: Издательство Международного института рекламы.
Коломиец В.П. (2010). Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе. Социологические исследования. №1: 58-65.
Коломиец В.П. (2014). Медиасоциология: теория и практика. Москва: Аналитический центр VI.
Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. (ред.) (2002). Телевизионная журналистика. Москва: Изд-во МГУ, Изд-во "Высшая школа".
Лейн У.Р., Рассел Дж.Т. (2004). Реклама. Санкт-Петербург: Питер.
Литвинский К.О., Мальковская Я.В. (2010). Особенности взаимодействия телевизионной отрасли и сферы медиаизмерений на региональных рынках. Поиск. Проблемы. Решения. №12 (147): 54-58.
На пути к общемировому стандарту измерения телевизионной аудитории (2005). Москва: НП "Медиа Комитет".
Назаров М. М. (2015). Измерения аудитории ТВ в современной мультиэкранной среде (практики зарубежных рынков). Москва: НИПКЦ Восход-А, Аналитичеcкий центр Vi.
Полуэхтова И.А (2016). Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы. Медиаскоп. Вып. 4. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2199. (Дата обращения: 03.10.2017).
Стандартизация измерений телевизионной аудитории в России. Материалы конференции. (1996). Москва: НАТ, ФСТР РФ.
Фомичева И. Д. (2004). Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. Москва: Аспект Пресс.
Шариков А.В. (1998). Основные этапы развития сферы измерения аудитории СМИ. Независимые медиаизмерения. Май: 22-27.
Шариков А.В., Ермолаева О.Я. (2016). Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765-2000). Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. №4: 98-114.
Taneja H. (2013) Audience Measurement and Media Fragmentation: Revisiting the Monopoly Question. Journal of Media Economics. Vol.26, Is.4: 203-219.
Toward Global Guidelines for Television Audience Measurement (1999). Geneva, Switzerland: European Broadcasting Union.
Опубликован
2017-11-05
Как цитировать
ЕрмолаеваО. Я., & ПалвановаА. К. (2017). О становлении системы контроля за измерениями телевизионной аудитории в России. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 2(3). извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/7204
Раздел
Научные статьи