Подросток: включенность в сетевое взаимодействие и отношение к образованию
Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей отношения современных подростков к социальным сетям. Приводятся результаты социологического опроса 2074 учащихся 5, 7, 9 и 11-х классов. Анализируется место сетевого общения в структуре досуга подростков, степень их активности в использовании социальных сетей. Особое внимание уделено мотивам и содержанию общения подростков в социальных сетях. Полученные данные показывают, что сегодня виртуальное общение в социальных сетях занимает важное место в структуре досуга учащихся. Особенно ярко эта тенденция проявляется в сравнении с другими формами досуга: чтение художественной литературы, посещение кинотеатров, посещение факультативов и кружков, посещение музеев и выставок, концертов, театров. Исследование показало, что раннее приобщение к пользованию социальными сетями является сегодня важным фактором для занятия более высоких статусных позиций среди сверстников. Выявлено, что виртуальное общение с возрастом становится всё более продолжительным. Практически треть старшеклассников тратит на общение в социальных сетях столько же времени (и даже больше), сколько на учебные занятия в школе. Анализ мотивации пользования социальными сетями показал, что ее возрастная динамика отражает особенности социального самочувствия на этапе перехода от младшего к старшему подростничеству. Полученные материалы свидетельствуют о том, что интернет и, в частности, социальные сети начинают использоваться школьниками как важный информационные ресурс. Анализ содержания общения в социальных сетях выявил, что различия между мальчиками и девочками соответствуют традиционным гендерным особенностям жизненных предпочтений. Рассмотрение места сетевого общения в информационном пространстве подростка показало, что именно интернет, социальные сети и друзья в отличие от учебников, уроков в школе и учителей являются теми источниками информации, которые удовлетворяют социокультурные потребности взросления современных подростков. Материалы проведенного исследования свидетельствуют о том, что в социализации подростков из слабых социальных страт большую значимость имеет ситуативное общение со сверстниками, по сравнению с детьми из средне- и высокообеспеченных семей. Таким образом, именно материальное неравенство оказывает существенное влияние на особенности социализации в школьном возрасте. Полученные данные показывают, что интенсивная включенность подростка в социальные сети обусловлена двумя обстоятельствами: несложившимися социально-психологическими отношениями в школе и несформированностью позитивной мотивации к учению.