Подросток: включенность в сетевое взаимодействие и отношение к образованию

  • Владимир Самуилович Собкин Институт управления образованием Российской Академии Образования

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей отношения современных подростков к социальным сетям. Приводятся результаты социологического опроса 2074 учащихся 5, 7, 9 и 11-х классов. Анализируется место сетевого общения в структуре досуга подростков, степень их активности в использовании социальных сетей. Особое внимание уделено мотивам и содержанию общения подростков в социальных сетях. Полученные данные показывают, что сегодня виртуальное общение в социальных сетях занимает важное место в структуре досуга учащихся. Особенно ярко эта тенденция проявляется в сравнении с другими формами досуга: чтение художественной литературы, посещение кинотеатров, посещение факультативов и кружков, посещение музеев и выставок, концертов, театров. Исследование показало, что раннее приобщение к пользованию социальными сетями является сегодня важным фактором для занятия более высоких статусных позиций среди сверстников. Выявлено, что виртуальное общение с возрастом становится всё более продолжительным. Практически треть старшеклассников тратит на общение в социальных сетях столько же времени (и даже больше), сколько на учебные занятия в школе. Анализ мотивации пользования социальными сетями показал, что ее возрастная динамика отражает особенности социального самочувствия на этапе перехода от младшего к старшему подростничеству. Полученные материалы свидетельствуют о том, что интернет и, в частности, социальные сети начинают использоваться школьниками как важный информационные ресурс. Анализ содержания общения в социальных сетях выявил, что различия между мальчиками и девочками соответствуют традиционным гендерным особенностям жизненных предпочтений. Рассмотрение места сетевого общения в информационном пространстве подростка показало, что именно интернет, социальные сети и друзья в отличие от учебников, уроков в школе и учителей являются теми источниками информации, которые удовлетворяют социокультурные потребности взросления современных подростков. Материалы проведенного исследования свидетельствуют о том, что в социализации подростков из слабых социальных страт большую значимость имеет ситуативное общение со сверстниками, по сравнению с детьми из средне- и высокообеспеченных семей. Таким образом, именно материальное неравенство оказывает существенное влияние на особенности социализации в школьном возрасте. Полученные данные показывают, что интенсивная включенность подростка в социальные сети обусловлена двумя обстоятельствами: несложившимися социально-психологическими отношениями в школе и несформированностью позитивной мотивации к учению.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Владимир Самуилович Собкин, Институт управления образованием Российской Академии Образования

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», (ФГБНУ «ИУО РАО»)

Опубликован
2017-08-04
Как цитировать
Собкин, В. (2017). Подросток: включенность в сетевое взаимодействие и отношение к образованию. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 2(2). извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/6962
Раздел
Научные статьи