Концепция Brainmedia: мозг как медиа и искусство
Аннотация
В статье предложена концепция Brainmedia, в рамках которой мозг рассматривается как самостоятельное медиальное измерение в пространстве нейрокультуры. Стремительное развитие нейронаук, начавшееся в последнюю декаду XX века и получившее мощный импульс с появлением средств нейровизуализации, привело к нейроповороту в истории человечества и формированию нейроцентрического стиля мышления.
Мозг из абстрактной модели обработки информации («мозг как компьютер») превратился в реальную сущность, обладающую собственной перформативной субъектностью. Он есть «медиум и послание». Переосмысление ключевых нейроконцептов происходит в плоскости Brain Art, где мозг становится, с одной стороны, объектом творческого самовыражения художника, а с другой — инструментом концептуализации, критики и анализа новых научных идей и открытий.
В статье предложены к анализу ключевые понятия нейрокультурного дискурса: «церебральность», «нейропластичность», «нейродедукционизм», «нейроэссенциализм», а также сформулированы концептуальные рамки рассмотрения проблемы «personhood vs brainhood» в пространстве художественных практик.
Скачивания
Литература
Видаль, Ф. (2020). Церебральность и антропологический тип современности. Социология власти, 32 (2), 208–247. EDN: FMBVUI
Гэллоуэй, А. Р., Уорк, М., Такер, Ю. (2022). Экскоммуникация. Три эссе о медиа и медиации (А. Гришин, пер.). Ad Marginem Press.
Малабу, К. (2019). Что нам делать с нашим мозгом? V-A-C Press. https://v-a-c.org/publishing/what-should-we-do-with-our-brain?ysclid=ly07kcgdc0625020283
Писарев, А. (2019). Конфликт бессмертий: биополитика церебрального субъекта и религиозная жизнь в сериале «Видоизмененный углерод». Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 37(3), 149–172. EDN: IEFHPH
Федорова, К. (2015). Трансмедиальность, трансграмотность, трансдукция и эстетика технологически возвышенного. В О. Шишко, А. Щербенок (ред.), Расщепление визуального: значение новых медиа, сборник статей по материалам Международного симпозиума «Pro&Contra медиакультуры» (сс. 36–43). Издание Музейно-выставочного объединения «Манеж». EDN: QFHVKK
Филатова, А. А. (2020). Множественный мозг. Социология власти, 32 (2), 13–17. EDN: RDSFKV https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-2-13-17
Фридберг, Д., Галлезе, В. (2023). Движение, эмоция и эмпатия в эстетическом переживании. В Н. Мазур (ред.), Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры (сс. 476–488). Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Хухтамо, Э. (2016). Как работают образы воображаемого медиакультуры: медиаархеологическая перспектива. В Д. Булатов (ред.), По ту сторону медиума: искусство, наука и воображаемое технокультуры (сс. 46–51). БФ ГЦСИ. https://www.calameo.com/read/004926405b3f1a7880744
Besser, S., Lysen, F. (Eds.). (2023). Worlding the Brain. Brill. https://doi.org/10.1163/9789004681293
Borck, C. (2011). Toys are us: Models and Metaphors in Brain Research. In S. Choudhury & J. Slaby (Eds.), Critical Neuroscience: A Handbook of the Social and Cultural Contexts of Neuroscience (pp. 111–133). https://doi.org/10.1002/9781444343359.ch5
Borgdorff, H., Peters, P. & Pinch, P. (Eds.). (2020). Dialogues Between Artistic Research and Science and Technology Studies. Routledge.
Davis, L. J., Morris, D. B. (2007). Biocultures Manifesto. New Literary History, 38(3), 411–418. https://doi.org/10.1353/nlh.2007.0046.
Frazzetto, G., Anker, S. (2009). Neuroculture. Nat Rev Neurosci, (10). 815–821 https://doi.org/10.1038/nrn2736
Gruber, D. R. (2020). Brain Art and neuroscience. Neurosensuality and affective realism. Routledge.
Logan, R. K. (2018). The medium is the Mess-iah. Communications. Media. Design, 3(1), 13–25. EDN: BMJFCS
Lysen, F. (2020). Kissing and Staring in Times of Neuro-mania: The Social Brain in Art-science Experiments. In H. Borgdorff, P. Peters and T. Pinch (Eds.). Dialogues Between Artistic Research and Science and Technology Studies (p. 170). Routledge.
Lysen, F. C. (2022). Brainmedia: One Hundred Years of Performing Live Brains, 1920–2020. Amsterdam School for Cultural Analysis. https://doi.org/10.5040/9781501378713
McCabe, D. P., Castel, A. D. (2008). Seeing Is Believing: The Effect of Brain Images on Judgments of Scientific Reasoning. Cognition, 107(1). 343–352. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2007.07.017
McLuhan, M., Fiore, Q. (1967). The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. Penguin Books.
Pitts-Taylor, V. (2012, April 6). Neuroculteres Manifesto. Social Text. https://socialtextjournal.org/periscope_article/neurocultures-manifesto/
Pitts-Taylor, V. (2016). The Brain’s Body: Neuroscience and Corporeal Politics. Duke University Press. https://doi.org/10.1086/692434
Poole, S. (2012, September 06). Your brain on pseudoscience: the rise of popular neurobollocks. The New Statesman, 18. https://www.newstatesman.com/long-reads/2012/09/your-brain-pseudoscience-rise-popular-neurobollocks
van de Werff, T., Slatman, J., & Swierstra, T. (2016). Can We “Remedy” Neurohype, and Should We? Using Neurohype for Ethical Deliberation. AJOB Neuroscience, 7(2). 97–99. https://doi.org/10.1080/21507740.2016.1189978
Vidal, F. (2022). Performing Brains on Screen. Amsterdam University Press.