Идея синтеза искусств в монументальном творчестве Марка Шагала

  • Маргарита Дмитриевна Желонкина Галерея современного искусства Anna Nova
Ключевые слова: монументальное искусство, Марк Шагал, синтез искусств, интермедиальность, Опера Гарнье, художественное пространство

Аннотация

В настоящей статье предпринята попытка изучения монументальных произведений Марка Шагала зарубежного периода в контексте синтеза искусств. Исследование основывается на анализе произведений мастера, созданных им преимущественно для духовных и светских учреждений в период с 1950–1980 гг. во Франции, США и Израиле. Специфика исследования заключается в необходимости анализа не только художественного произведения как такового, но и художественного пространства как эстетического феномена, дополняющего произведение искусства. Автор исследования приходит к выводу, что художественно-стилистическая система Шагала не меняется в значительной степени даже исходя из того, какого типа произведение он создает — монументальное или станковое, — вследствие чего произведение и пространство вступают в конфликт. Примерами тому являются роспись плафона в парижской Гранд-Опера и витражи Реймсского собора, где произведения художника стилистически противоречат месту, для которого они создавались. Однако техника и медиа для пространства подбираются Шагалом особенно тщательно — будь то мозаика, витраж или гобелен. Так, мозаика «Четыре времени года» в Чейз Тауэр Плаза в Чикаго является блистательным примером гармонического взаимодействия художника и медиа. Вместе с тем Шагал остается целостным внутри собственной художественной системы и предельно актуальным и универсальным мастером.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Маргарита Дмитриевна Желонкина , Галерея современного искусства Anna Nova

администратор

Литература

Апчинская, Н. В. (2003). Марк Шагал и Библия. Музей Марка Шагала.

Апчинская, Н. В. (1995). Марк Шагал. Портрет художника. Изобразительное искусство. http://www.m-chagall.ru/library/mark-shagal-portret-hudozhnika10.html

Березанская, М. Д. (2014). Театральное начало в художественной мифологии Марка Шагала. Вопросы театра, 1/2 (15), 251. https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnoe-nachalo-v-hudozhestvennoy-mifologii-marka-shagala/viewer

Брук, Я. В. (2019). Марк Шагал. Основные даты жизни и творчества // Третьяковская галерея. Специальный выпуск. Марк Шагал «Здравствуй, родина!», 17–21. https://issuu.com/uspensk/docs/chagall-speccial

Вальтер, И., Метцгер, Р. (2008). Марк Шагал. Арт-родник.

Ге, Е. (2016). Церковь в Асси как музей современного религиозного искусства // Шагаловский сборник, 4, 162–169.

Каменский, А. А. (1988). Марк Шагал и Россия. Знание.

Леонов, И. В., Харитонова, М.А. (2017). Национальный образ мира еврейской культуры в творчестве Марка Шагала // Культура и образование, 3(26), 53–68. https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-obraz-mira-evreyskoy-kultury-v-tvorchestve-marka-shagala/viewer

Малиновская, А. В. (2016). Гордость трех государств: документальное наследие Марка Шагала в России, Белоруссии и Франции. История и архивы, 4 (6), 90–101.

Мейер, М. (2019). О позднем Шагале // Третьяковская галерея. Специальный выпуск. Марк Шагал «Здравствуй, родина!», 79–91. https://www.tg-m.ru/articles/spetsialnyi-vypusk-mark-shagal-zdravstvui-rodina/teatr-v-biografii-shagala

Мухин, А. С. (2008). Витражи Марка Шагала в Реймсском соборе. Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. Дмитрий Буланин, 144–148.

Сафиуллина, Л. Г., Батыршина, Г. И. (2014). Звучащий мир витражей и панно Марка Шагала // Филология и культура, 4(38), 280–287.

Седых, Э. В. (2008). К проблеме интермедиальности // Вестник СПБГУ, 3 (9), 210–214. https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-intermedialnosti

Тишунина, Н. В. (1998). Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств. Опыт интермедиального анализа. РГПУ им. А.И. Герцена.

Харитонова, М. А. (2018). Пространственно-символическое содержание картины Марка Шагала «Песнь Песней III» // Человек. Культура. Образование, 2(28), 118–131.

Ханзен-Леве, О. А. (2016). Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. РГГУ.

Шагал, М. З. (2010). Моя жизнь. АСТ.

Шагал, М. З. (2009). Об искусстве и культуре. Книжники.

Шатских, А. С. (1995). Творящая ностальгия // Наше наследие, 34, 118–127.

Шатских, А. С. (2019). Театр в биографии Шагала // Третьяковская галерея. Специальный выпуск. Марк Шагал «Здравствуй, родина!», 62–77. https://www.tg-m.ru/articles/spetsialnyi-vypusk-mark-shagal-zdravstvui-rodina/teatr-v-biografii-shagala

Art & Place. (2013). Site-Specific Art of the Americas. Phaidon Press.

Cassou, J. (1965). Chagall. Frederick A. Praeger.

Cogniat, R. (1965). The Chagall ceiling. Connoisseur, (637), 162–163.

Gassiot-Talabot, G. (1964). Le plafond de Chagall à l'Opéra. Aujourd'hui, (47), 45.

Lassaigne, J. (1965). Le plafond de l'Opéra de Paris par Marc Chagall. Andre Sauret.

Опубликован
2022-10-10
Как цитировать
Желонкина М. Д. (2022). Идея синтеза искусств в монументальном творчестве Марка Шагала. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(3), 148-158. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/16120
Раздел
Научные статьи