Цифровое искусство как пространство постпамяти и музей альтернативной истории

  • Арсений Артёмович Агеев галерея искусств "KGallery"
Ключевые слова: цифровое искусство, VR, постпамять, новые медиа, коммеморация, историческая память

Аннотация

В статье будет рассмотрен дискурс прошлого как пространство для рефлексии художников и воплощения актуальных тенденций современного искусства, в частности, работы с виртуальным пространством и цифровыми медиа. Постпамять выступает в таких проектах как порождающая структура передачи памяти, включенная в многообразные формы опосредования: за счёт привлечения воображения, проективных и творческих механизмов, а также инструментария новых медиа художники создают платформу для исправления и восстановления «слепых пятен» исторического процесса. Цифровое искусство становится в таком случае площадкой виртуальной коммеморации нового поколения, музеем альтернативной истории и своего рода альтернативным музеем. На примере работ немецкого художника Клеменса фон Ведемейера выявляются ключевые механизмы работы поспамяти в цифровых арт-практиках как образцы и модели публичной передачи памяти, имеющие потенциал актуализации памяти индивидуальной. Среди них иммерсивность и интерактивность, персонализация прошлого через выстраивание альтернативной исторической реальности, внутри которой зритель лишается музейной несвободы и может взаимодействовать с историей напрямую, работа с коннективной («связующей») формой памяти, структурированной технологическими медиа, перегруппировка и реинтеграция исторического наследия. В статье исследуется, как Клеменс фон Ведемейер работает с посттравматическим синдромом коллективной памяти («Открытые объекты», 2021), как происходит работа с постпамятью в серии «Против точки зрения» (2016), где с помощью эстетики компьютерных игр деконструируется взгляд на немецкую нацистскую фотографию. Приводятся рассуждения о перспективах медиума виртуального искусства и его возможностях в области переосмысления исторической памяти и реиндетификации в эпоху постколониализма. Таким образом, в статье исследуются границы индивидуальных постмемориальных актов в творчестве Клеменса фон Ведемейера как пример конструирования с помощью языка новых медиа коммеморативного пространства, во многом отличающегося от традиционных институций памяти.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Арсений Артёмович Агеев , галерея искусств "KGallery"

научный сотрудник

Литература

Альфен, Э. (2016, 18 января). Холокост и ГУЛАГ: что остается после памяти? Гефтер. http://gefter.ru/archive/17231

Ассман, А. (2014, 24 марта). Рефреймируя память. Между индивидуальными и коллективными формами конструирования прошлого. Гефтер. http://gefter.ru/archive/11839

Ассман, А. (2014). Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. Новое литературное обозрение.

Зевако, Ю. В. (2019). Формирование «Аффилиативной постпамяти» об эпохе политических репрессий (на примере подростков – обучающихся 9-11 классов). Журнал Фронтирных Исследований, 4–2 (16), 390–409.

Гордин, В. Э. (2019). Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии. Международный журнал исследований культуры, 3 (36), 140–153.

Ерохина, Т. И. (2017). Феномен памяти в массовой культуре: контрпамять и постпамять в отечественном кинематографе. Ярославский педагогический вестник, (5), 269–274.

Копосов, Н. Е. (2011). Память строгого режима: история и политика в России. Новое литературное обозрение.

Клеменс фон Ведемейер. (2021). Уральская индустриальная биеннале современного искусства. https://uralbiennial.ru/we/artists/person61-clemens-von-wedemeyer Кони, люди и кони как люди в проекте о войне Мыколы Ридного и Клеменса фон Ведемейера (2021, 12 ноября). Bird In Flight. https://birdinflight.com/ru/plitka-ru/20211112-proyekt-mikoli-ridnogo-i-klemensa-fon-vedemeyera.html

Красноборов, М. А. (2017). Механизмы взаимодействия семейной и общенациональной исторической памяти в процессе формирования локальной идентичности. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, (3), 123–131.

Николаи, Ф. В. и Хазина, А. В. (2013) На перекрестках гендерных и визуальных исследований: концепция постпамяти М. Хёрш. Диалог со временем, (43), 162–170.

Сыров, В. Н. (2021). К вопросу об особенностях формирования распространения и трансляции памяти в сетевом пространстве. Вестник Томского государственного университета, (462), 87–95.

Фостер, Х. (2015) Архивный импульс. Художественный журнал, (95). http://moscowartmagazine.com/issue/10/article/133

Хирш, М. (2021) Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после холокоста. Новое издательство.

Юнгер, Э. (2000) О Боли. Наука.

Clemens von Wedemeyer. (2022) Artist’s personal website. http://antifilm.de/

Clemens von Wedemeyer (2021). Interview by Adriana Blidaru. Kaleidoscope media.

https://www.kaleidoscope.media/article/clemens-von-wedemeyer

Clemens von Wedemeyer. (2016). 2013-2016. Catalog of works. KOW-Gallery.

Caune, H. (2018, July 20). My curiosity is greater than my fear. An interview with Clemens von Wedemeyer. Arterritory. https://arterritory.com/en/visual_arts/interviews/22327-my_curiosity_is_greater_than_my_fear/

Duclos, R. (1994). Postmodern...Postmuseum: new directions in contemporary museological critique. Museological Review, 1 (1), 1–13.

Опубликован
2022-07-15
Как цитировать
Агеев А. А. (2022). Цифровое искусство как пространство постпамяти и музей альтернативной истории. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(2), 86-96. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/14630
Раздел
Научные статьи