Научное и социально-гуманитарное значение семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации (к юбилею выдающегося российского ученого Т. М. Дридзе)
Аннотация
В статье анализируется значение и вклад в социально-гуманитарную науку и практику семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации, разработанной российским ученым Т. М. Дридзе. Рассматриваются такие принципиально важные особенности этой концепции, как сосредоточение предмета анализа на социальных смыслах и особенностях их понимания и интерпретирования разными группами людей, а также представление о константном смысле (в рамках целостного, завершенного коммуникативного акта) как о латентной многоуровневой структуре коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на авторскую интенциональность. Разработанный в рамках этой концепции метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа позволяет, во-первых, доказательное выделение смыслов изучаемых произведений и материалов; во-вторых, позволяет дифференцировать аудиторию по социоментальным группам (по качеству понимания); в-третьих, возникает возможность массового социоментального развития людей.
Скачивания
Литература
Адамьянц, Т. З. (2012). Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? Общественные науки и современность, 1, 27–46. https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=2409
Адамьянц, Т. З. (2014). Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания. Общественные науки и современность, 4, 121–131. https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=3201&printmode
Адамьянц, Т. З. (2016). По следам ментальных процессов. Человек, 4, 165–171. https://www.isras.ru/publ.html?id=4589
Адамьянц, Т. З. (2017 a). Задачи и методы социоментального развития современной молодежи. Мир психологии, 1, 69–78. https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=4985&printmode
Адамьянц, Т. З. (2017 b). Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы (монография) (т. 3). Институт социологии РАН. http://www.isras.ru/publ.html?id=5020
Адамьянц, Т. З. (2019). Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний. Социологические исследования, 3, 98–105. https://doi.org/10.31857/S013216250004282-3
Александер, Дж. (2013). Смыслы социальной жизни: культурсоциология. Праксис.
Вебер, М. (1990). Избранные произведения. Прогресс.
Дильтей, В. (1996). Описательная психология. Алетейя.
Дридзе, Т. М. (1984). Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Наука.
Дридзе, Т. М. (1996). Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии. Общественные науки и современность, 3, 145–152.
Дридзе, Т. М. (1999). Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии. В Э. В. Сайко (ред.), Социокультурное пространство диалога (сс. 58–77). Наука.
Дридзе, Т. М. (2000 b). От герменевтики к семиосоциопсихологии: от «творческого» толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора. В Т. М. Дридзе (ред.), Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах (кн. 2) (сс. 115–137). Издательство Института социологии РАН.
Дридзе, Т. М. (2000 а). Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики. В Т. М. Дридзе (ред.), Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах (кн. 1) (сс. 5–42). Издательство Института социологии РАН.
Карпенко, Е. В. (2016). Современная молодежь в зеркале социоментальности (по результатам исследования). Общественные науки, 5, 310–320. https://doi.org/10.31857/S086904990005086-6
Леонтьев, Д. А. (2007). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Смысл.
Ойзерман, Т. И. (2010). Диалектический материализм. В В. С. Стёпин (ред.), Новая философская энциклопедия (2-е изд.) (с. 657). Мысль.
Чудновская, И. Н. (2015). Коммуникативное образование в обществе знания: проблема обучения пониманию. Сборник статей и выступлений участников международной научной конференции: Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов (168–176). НИУ ВШЭ.
Шюц, А. (2004). Избранное: Мир, светящийся смыслом. РОССПЭН.
Юрьев, П. С. (2019). Социоментальное развитие учащейся молодежи как основа экономического развития страны. Горизонты экономики, 6(53), 14–18.