Научное и социально-гуманитарное значение семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации (к юбилею выдающегося российского ученого Т. М. Дридзе)

  • Тамара Завеновна Адамьянц Институт социологии Российской академии наук
Ключевые слова: социальная коммуникация, семиосоциопсихология, Дридзе, смысл, интенция, понимание, метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа, социоментальные группы

Аннотация

В статье анализируется значение и вклад в социально-гуманитарную науку и практику семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации, разработанной российским ученым Т. М. Дридзе. Рассматриваются такие принципиально важные особенности этой концепции, как сосредоточение предмета анализа на социальных смыслах и особенностях их понимания и интерпретирования разными группами людей, а также представление о константном смысле (в рамках целостного, завершенного коммуникативного акта) как о латентной многоуровневой структуре коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на авторскую интенциональность. Разработанный в рамках этой концепции метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа позволяет, во-первых, доказательное выделение смыслов изучаемых произведений и материалов; во-вторых, позволяет дифференцировать аудиторию по социоментальным группам (по качеству понимания); в-третьих, возникает возможность массового социоментального развития людей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Тамара Завеновна Адамьянц, Институт социологии Российской академии наук

доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Института социологии Российской академии наук 

Литература

Адамьянц, Т. З. (2012). Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? Общественные науки и современность, 1, 27–46. https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=2409

Адамьянц, Т. З. (2014). Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания. Общественные науки и современность, 4, 121–131. https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=3201&printmode

Адамьянц, Т. З. (2016). По следам ментальных процессов. Человек, 4, 165–171. https://www.isras.ru/publ.html?id=4589

Адамьянц, Т. З. (2017 a). Задачи и методы социоментального развития современной молодежи. Мир психологии, 1, 69–78. https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=4985&printmode

Адамьянц, Т. З. (2017 b). Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы (монография) (т. 3). Институт социологии РАН. http://www.isras.ru/publ.html?id=5020

Адамьянц, Т. З. (2019). Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний. Социологические исследования, 3, 98–105. https://doi.org/10.31857/S013216250004282-3

Александер, Дж. (2013). Смыслы социальной жизни: культурсоциология. Праксис.

Вебер, М. (1990). Избранные произведения. Прогресс.

Дильтей, В. (1996). Описательная психология. Алетейя.

Дридзе, Т. М. (1984). Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Наука.

Дридзе, Т. М. (1996). Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии. Общественные науки и современность, 3, 145–152.

Дридзе, Т. М. (1999). Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии. В Э. В. Сайко (ред.), Социокультурное пространство диалога (сс. 58–77). Наука.

Дридзе, Т. М. (2000 b). От герменевтики к семиосоциопсихологии: от «творческого» толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора. В Т. М. Дридзе (ред.), Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах (кн. 2) (сс. 115–137). Издательство Института социологии РАН.

Дридзе, Т. М. (2000 а). Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики. В Т. М. Дридзе (ред.), Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах (кн. 1) (сс. 5–42). Издательство Института социологии РАН.

Карпенко, Е. В. (2016). Современная молодежь в зеркале социоментальности (по результатам исследования). Общественные науки, 5, 310–320. https://doi.org/10.31857/S086904990005086-6

Леонтьев, Д. А. (2007). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Смысл.

Ойзерман, Т. И. (2010). Диалектический материализм. В В. С. Стёпин (ред.), Новая философская энциклопедия (2-е изд.) (с. 657). Мысль.

Чудновская, И. Н. (2015). Коммуникативное образование в обществе знания: проблема обучения пониманию. Сборник статей и выступлений участников международной научной конференции: Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов (168–176). НИУ ВШЭ.

Шюц, А. (2004). Избранное: Мир, светящийся смыслом. РОССПЭН.

Юрьев, П. С. (2019). Социоментальное развитие учащейся молодежи как основа экономического развития страны. Горизонты экономики, 6(53), 14–18.

Опубликован
2020-12-28
Как цитировать
АдамьянцТ. З. (2020). Научное и социально-гуманитарное значение семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации (к юбилею выдающегося российского ученого Т. М. Дридзе). Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(3), 90-102. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11804
Раздел
Научные статьи