Радио как источник достоверной информации в условиях медийных дисфункций
Аннотация
В статье рассматривается проблема достоверности информации, которая распространяется с помощью радио. Особое внимание уделяется современным аспектам функционирования радио в системе СМИ России. Автор затрагивает существующие теоретические взгляды на функции радио, его жанровую структуру, выразительные коммуникативные средства. По его мнению, на протяжении многих лет за пределами исследовательского поля оставалась такая существенная возможность радиовещания, как демократичность и доступность, что в значительной степени повышает адекватность восприятия слушателями информации. Советский период исследования теории журналистики все-таки был характерен тем, что игнорировать социальную функцию радио было идеологически невозможно.
Однако обозначенная автором статьи диспропорция была характерна для постсоветского периода, когда произошла существенная трансформация всей системы отечественных СМИ. Причины подобной исследовательской установки автор видит в излишнем внимании теоретиков и практиков к проблемам функционирования других медиа, как традиционных (периодическая печать, телевидение), так и новых (сетевые ресурсы в виде сайтов, порталов, блогов и т. п.).
Центральной же темой статьи стала гипотеза о конкурентном преимуществе радио как канала распространения информации. Оно заключается в доминирующей достоверности излагаемых в эфире сведений, свидетельств, мнений, фактов. Это преимущество могло быть максимально использовано в нынешней непростой ситуации объявленного карантина и резкого снижения межличностных коммуникаций. Наглядно демонстрируются возможные варианты того, как условности аудиоизложения исходного информационного материала могут повысить эффективность его восприятия. И в этом, по мнению автора статьи, и состоит та особенность радио, которая способна сформировать доверительное отношение к данному источнику информации.
В статье констатируется и доказывается то обстоятельство, что феномен радиовещания заключается в априорном доверительном отношении слушательской аудитории к тому, что звучит из радиоприемника независимо от локации прослушивания. Номенклатура последних претерпела существенные изменения в условиях объявленных и соблюдаемых ограничений в течение нескольких месяцев 2020 года.
Свою точку зрения на конкурентную способность радио как канала распространения массовой информации автор обосновывает на официальных данных за 2019 год. Они изложены в отраслевом докладе «Радио в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития».
Скачивания
Литература
Барабаш, В. В. (2007). Радио как институт культуры: теория, история, практика. Права человека.
Брехт, Б. (2014). Теория радио, 1927–1932. Ад Маргинем Пресс.
Бриггз, А., Кобли, П. (ред.). (2005). Медиа. Введение (2-е изд.). ЮНИТИ-ДАНА.
Васильева, Т. В., Осинский, В. Г., Петров, Г. Н. (2004). Курс радиотелевизионной журналистики: учебное пособие. (С. Ю. Агапитова, Е. П. Почкай, ред.) Специальная литература.
Гааг, Н. А. (2017). Радиодраматургия: радиотеатр в системе жанров радио: учебное пособие. Издательский дом ВГУ.
Ганапольский, М. (2008). Кисло-сладкая журналистика. АСТ: Зебра.
Горбачев, А., Красильщик, И. (2011). История русских медиа 1989–2011. Версия «Афиши». Афиша Индастриз.
Засурский, Я. Н. (ред.). (2005). Телерадиоэфир: история и современность. Аспект Пресс.
Ильченко, С. Н. (2019). Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. Питер.
Качкаева, А. Г. (ред.). (2008). Телерадиоэфир: история и современность. Элиткомстар.
Качкаева, А. Г. (ред.). (2008). Цифровизации телерадиовещания: опыт перехода в России и в мире. Элиткомстар.
Кириллова, Н. Б. (2005). Медиакультура: от модерна к постмодерну. Академический проект.
Клюев, Ю. В. (2015). Радиожурналистика: основы профессии: учебное пособие. Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ.
Лебедева, Т. В. (2012). Жанры радиожурналистики: учебное пособие. Аспект Пресс.
Маклюэн, Г. М. (2007). Понимание медиа: внешние расширения человека (В. Николаев, пер.; М. Вавилов, закл. ст.), (2-е изд.). Гиперборея, Кучково поле.
Назайкин, А. Н. (2004). Как манипулировать журналистами: практическое пособие. Дело.
Постановление СНК СССР № 939. (1945, 2 мая). Об ознаменовании 50-летия со дня изобретения радио А. С. Поповым. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=35423#01389522424012979.
Смирнов, В. В. (2002a). Жанры радиожурналистики: учебное пособие. Аспект Пресс.
Смирнов, В. В. (2002b). Формы вещания. Аспект Пресс.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. (2020). Радио в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. https://fapmc.gov.ru/rospechat/activities/reports/2020/teleradio.html
Франк, Г. (1999). Звук как зрительная ассоциация (Звукорежиссура). Санкт-Петербургский институт кино и телевидения.
Шерель, А. А. (2004). Аудиокультура ХХ века: история, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: очерки. Прогресс-Традиция.
Шерель, А. А. (ред.) (2005). Радиожурналистика: учебник (3-е изд.). Изд-во Моск. Ун-та: Наука.