Поколенческие различия в восприятии информации современных массмедиа

Ключевые слова: теория поколений, восприятие информации, медиа, медиапотребление

Аннотация

Теория поколений, сформулированная в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, как доказывается в статье, может стать не только практическим руководством для понимания журналистами особенностей своей целевой аудитории, но и способствовать разработке стратегий для создания востребованного ее представителями контента. Речь при этом идет не просто о возрастных группах. Выяснено, что технологические, политические, экономические и культурные факторы формируют специфические подгруппы участников коммуникационных процессов, возрастные характеристики которых являются второстепенными по сравнению с различиями интериоризированных ими ценностных и мировоззренческих доминант.

Эмпирической базой настоящей статьи являются результаты социологического опроса, предназначенного выяснить, как первоначально разделенные на возрастные группы респонденты воспринимают информацию массмедиа, какие положительные и негативные стороны выделяют они в контенте, а в конечном итоге ставилась задача понять, какого рода информационные продукты были бы им необходимы в первую очередь.

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 19-18-00264 в рамках научного проекта «Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы её межпоколенческой трансляции».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Владимир Федорович Олешко, Уральский федеральный университет

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати и сетевых изданий, департамент «Факультет журналистики»

Ольга Сергеевна Мухина, Уральский федеральный университет

магистрант направления «Теория и методика журналистского творчества»

Литература

Астахова, М. С. (2019). Поколенческий анализ российской аудитории цифровых медиа. Вестник электронных и печатных СМИ, 1(27), 3–18.

Барабанов, И. (2019, 14 ноября). Олег Соколов — историк, реконструктор и «Наполеон». Как его роман со студенткой закончился убийством. BBC. https://www.bbc.com/russian/features-50421317.

Бирюков, В. А. (2018). Особенности медиапотребления в рамках теории поколений. Медиаэкономика 21 века, 5, 9–16.

Вьюгина, Д. М. (2017). Особенности медиапотребления цифрового поколения России. http://www.mediascope.ru/2386.

Гамов, А. (2019, 11 сентября). Герой Советского Союза, генерал-майор Геннадий Зайцев: Шпионов мы брали жестко, раздевали до трусов — и они сразу же давали признательные показания. Комсомольская правда. https://www.kp.ru/daily/27027/4091007/.

Гладченко, Т. Н. (2019). Стратегии противодействия информационным войнам с учетом теории поколений. С. В. Беспалова (ред.), материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы информационного противоборства в современном мире: вызовы и угрозы для России и Русского мира» (сс. 165–168). Издательство Донецкого национального университета. http://donnu.ru/public/files/2019%20Международная%20н.-пр.конф..pdf.

Зайцева, Н. А. (2015). Теория поколений: мы разные или одинаковые? Российские регионы: взгляд в будущее, 2(2), 220–236.

Замахина, Т. (2019, 15 ноября). Налог на самозанятых предлагают ввести в регионах-донорах. Российская газета. https://rg.ru/2019/11/15/reg-szfo/nalog-na-samozaniatyh-predlagaiut-vvesti-v-regionah-donorah.html.

Кабанков, А. (2019, 29 марта). Приморский пенсионер прошел 20 километров по заснеженному перевалу, чтобы спасти жену. Комсомольская правда. https://www.kp.ru/daily/26960.7/4013683/.

Кичин, В. (2019, 18 ноября). В прокат вышел фильм о самом известном судебном скандале Швеции. Российская газета. https://rg.ru/2019/11/15/v-prokat-vyshel-film-o-samom-izvestnom-sudebnom-skandale-shvecii.html.

Кузнецова, К. М. (2019). Причины популярности YouTube c точки зрения знаний о поколениях. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика, 1(3), 434–446.

Кулешова, А. В., Овчаренко, А. В. (2018). Особенности восприятия информации современными школьниками. Социальные отношения, 2(25), 22–31.

Мерзликин, П. (2019, 15 ноября). Если убийство совершил менеджер, никто не призывает запретить работу в офисе. Исторические реконструкторы — о деле Олега Соколова. Meduza. https://meduza.io/feature/2019/11/15/esli-ubiystvo-sovershil-menedzher-nikto-ne-prizyvaet-zapretit-rabotu-v-ofise.

Ожиганова, Е. М. (2015). Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний, 1(1), 94–97.

Саймонс, Г. Д., Мухин, М. Ю., Олешко, В. Ф., Сумская, А. С. (2019). Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции: методика междисциплинарного исследования. Коммуникативные исследования, 6(4), 920–939.

Тихонюк, Н. Е. (2015). Использование теории поколений Хоува и Штрауса при разработке маркетинговых программ предприятий сегмента HoReCa. Российское предпринимательство, 16(3), 477–484. https://doi.org/10.18334/rp.16.3.93.

Черенева, В. (2019, 15 ноября). Историк Соколов показал, как убивал аспирантку. Российская газета. https://rg.ru/2019/11/15/reg-szfo/istorik-sokolov-pokazal-kak-ubival-aspirantku.html.

Ядов, В. А., Магун, В. С., Семенова, В. В., Левада, Ю. А., Шанин, Т., Дубин, Б., Данилов, В., Олейников, Д., Энговатов, М. В. (2005). Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России. Новое литературное обозрение.

Яшкова, Е. В., Вагин, Д. Ю., Червякова, Е. А., Анфимова, Е. А., Маланова, В. В. (2018). Поколение Z: проблемы, возможности, перспективы на рынке труда. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 7(33), том 2, 256–261.

Strauss, W., Howe, N. (1991). Generations. The History of America's Future, 1584 to 2069. William Morrow and Company.

Опубликован
2020-06-29
Как цитировать
ОлешкоВ. Ф., & МухинаО. С. (2020). Поколенческие различия в восприятии информации современных массмедиа. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(1), 125-142. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/11026
Раздел
Научные статьи