Поколенческие различия в восприятии информации современных массмедиа
Аннотация
Теория поколений, сформулированная в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, как доказывается в статье, может стать не только практическим руководством для понимания журналистами особенностей своей целевой аудитории, но и способствовать разработке стратегий для создания востребованного ее представителями контента. Речь при этом идет не просто о возрастных группах. Выяснено, что технологические, политические, экономические и культурные факторы формируют специфические подгруппы участников коммуникационных процессов, возрастные характеристики которых являются второстепенными по сравнению с различиями интериоризированных ими ценностных и мировоззренческих доминант.
Эмпирической базой настоящей статьи являются результаты социологического опроса, предназначенного выяснить, как первоначально разделенные на возрастные группы респонденты воспринимают информацию массмедиа, какие положительные и негативные стороны выделяют они в контенте, а в конечном итоге ставилась задача понять, какого рода информационные продукты были бы им необходимы в первую очередь.
Благодарность: Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 19-18-00264 в рамках научного проекта «Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы её межпоколенческой трансляции».
Скачивания
Литература
Астахова, М. С. (2019). Поколенческий анализ российской аудитории цифровых медиа. Вестник электронных и печатных СМИ, 1(27), 3–18.
Барабанов, И. (2019, 14 ноября). Олег Соколов — историк, реконструктор и «Наполеон». Как его роман со студенткой закончился убийством. BBC. https://www.bbc.com/russian/features-50421317.
Бирюков, В. А. (2018). Особенности медиапотребления в рамках теории поколений. Медиаэкономика 21 века, 5, 9–16.
Вьюгина, Д. М. (2017). Особенности медиапотребления цифрового поколения России. http://www.mediascope.ru/2386.
Гамов, А. (2019, 11 сентября). Герой Советского Союза, генерал-майор Геннадий Зайцев: Шпионов мы брали жестко, раздевали до трусов — и они сразу же давали признательные показания. Комсомольская правда. https://www.kp.ru/daily/27027/4091007/.
Гладченко, Т. Н. (2019). Стратегии противодействия информационным войнам с учетом теории поколений. С. В. Беспалова (ред.), материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы информационного противоборства в современном мире: вызовы и угрозы для России и Русского мира» (сс. 165–168). Издательство Донецкого национального университета. http://donnu.ru/public/files/2019%20Международная%20н.-пр.конф..pdf.
Зайцева, Н. А. (2015). Теория поколений: мы разные или одинаковые? Российские регионы: взгляд в будущее, 2(2), 220–236.
Замахина, Т. (2019, 15 ноября). Налог на самозанятых предлагают ввести в регионах-донорах. Российская газета. https://rg.ru/2019/11/15/reg-szfo/nalog-na-samozaniatyh-predlagaiut-vvesti-v-regionah-donorah.html.
Кабанков, А. (2019, 29 марта). Приморский пенсионер прошел 20 километров по заснеженному перевалу, чтобы спасти жену. Комсомольская правда. https://www.kp.ru/daily/26960.7/4013683/.
Кичин, В. (2019, 18 ноября). В прокат вышел фильм о самом известном судебном скандале Швеции. Российская газета. https://rg.ru/2019/11/15/v-prokat-vyshel-film-o-samom-izvestnom-sudebnom-skandale-shvecii.html.
Кузнецова, К. М. (2019). Причины популярности YouTube c точки зрения знаний о поколениях. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика, 1(3), 434–446.
Кулешова, А. В., Овчаренко, А. В. (2018). Особенности восприятия информации современными школьниками. Социальные отношения, 2(25), 22–31.
Мерзликин, П. (2019, 15 ноября). Если убийство совершил менеджер, никто не призывает запретить работу в офисе. Исторические реконструкторы — о деле Олега Соколова. Meduza. https://meduza.io/feature/2019/11/15/esli-ubiystvo-sovershil-menedzher-nikto-ne-prizyvaet-zapretit-rabotu-v-ofise.
Ожиганова, Е. М. (2015). Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний, 1(1), 94–97.
Саймонс, Г. Д., Мухин, М. Ю., Олешко, В. Ф., Сумская, А. С. (2019). Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции: методика междисциплинарного исследования. Коммуникативные исследования, 6(4), 920–939.
Тихонюк, Н. Е. (2015). Использование теории поколений Хоува и Штрауса при разработке маркетинговых программ предприятий сегмента HoReCa. Российское предпринимательство, 16(3), 477–484. https://doi.org/10.18334/rp.16.3.93.
Черенева, В. (2019, 15 ноября). Историк Соколов показал, как убивал аспирантку. Российская газета. https://rg.ru/2019/11/15/reg-szfo/istorik-sokolov-pokazal-kak-ubival-aspirantku.html.
Ядов, В. А., Магун, В. С., Семенова, В. В., Левада, Ю. А., Шанин, Т., Дубин, Б., Данилов, В., Олейников, Д., Энговатов, М. В. (2005). Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России. Новое литературное обозрение.
Яшкова, Е. В., Вагин, Д. Ю., Червякова, Е. А., Анфимова, Е. А., Маланова, В. В. (2018). Поколение Z: проблемы, возможности, перспективы на рынке труда. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 7(33), том 2, 256–261.
Strauss, W., Howe, N. (1991). Generations. The History of America's Future, 1584 to 2069. William Morrow and Company.