Проблема документации танца и перформанса в пространстве Музея современного искусства. На примере выставки «Театр танца Джадсона: работа никогда не заканчивается» («Judson Dance Theater: the Work is Never Done»)

  • Филипп Владимирович Федчин Санкт-Петербургский государственный университет
  • Виктория Кирилловна Григоренко Европейский университет в Санкт-Петербурге
Ключевые слова: музей, перформанс, танец, документация, Театр танца Джадсона

Аннотация

Осенью 2018 г. в Нью-Йоркском Музее современного искусства MoMA проходила выставка «Театр танца Джадсона: работа никогда не заканчивается» (“Judson Dance Theater: The Work is Never Done”). Выставка была посвящена исследованию феномена Театра танца Джадсона и разным аспектам его творческого наследия. Представители джадсоновской школы работали прежде всего в рамках временнóго искусства — хэппенингов и перформансов, — поэтому попытка репрезентации Театра танца Джадсона как художественного явления в музейном пространстве неразрывно связана с необходимостью объективации его творческого наследия, что, в свою очередь, поднимает проблему документации.

            Танец и перформанс существуют в качестве автономной художественной формы только в момент непосредственного исполнения. Процесс создания этих работ может быть реконструирован посредством материальных артефактов, а значит тема выставки существует только в опосредованных формах, таких как фотография, фильмы, визуальные и музыкальные партитуры, архивные документы, записки и/или интервью участников группы. С этой точки зрения сам формат выставки противоречит той парадигме, в рамках которойсоздавались данные работы. Для участников Театра танца Джадсона был важен процесс, а не изготовление конечного художественного продукта.

            Как представить в контексте музея, изначально предназначенного для хранения и экспонирования предметов искусства, обладающих определенными физическими характеристиками, искусство временнóе? Как процесс документации перформанса влияет на положение этого вида искусства в нарративе истории искусств, как это отражается на музейной политике? Думается, что анализ выставки позволит пересмотреть отношение к предмету искусства исключительно как к объекту, а также даст возможность задуматься о новых формах архивирования в пространстве музея, которые напрямую связаны с физическим присутствием зрителя.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Филипп Владимирович Федчин, Санкт-Петербургский государственный университет

MA, ассистент

Виктория Кирилловна Григоренко, Европейский университет в Санкт-Петербурге

Студент магистерской программы: «Языки искусства в культуре: проблемы взаимодействия»

Литература

Бейнс, С. (2018). Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн. Арт Гид.

Кисеева, Е. (2016). Становление художественных принципов минимализма в творчестве композиторов и хореографов второй половины ХХ века. Проблемы музыкального театра, (23), 62–68.

Фостер, Х. (2017). Хвала актуальности. Художественный журнал Moscow Art Magazine, (103), 81–91.

Argelander, R. (1974). Photo Documentation (and an Interview with Peter Moore). Drama Review: TDR, 18(3), 51–58.

Auslander, P. (2006). The Performativity of Performance Documentation. PAJ: A Journal of Performance Art, 28(3), 1–10.

Bishop, C. (2012). Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship. Verso.

Brannigan, J. (2015). Dance and the Gallery: Curation as Revision. Dance Research Journal, 47(1), 3–25.

Carroll, N. (1984). The Return of the Repressed: The Re-Emergence of Expression in Contemporary American Dance. Dance Theatre Journal, 2(1), 16–18.

Fried, M. (1998). Art and Objecthood. Essays and Reviews. The University of Chicago Press.

Goldstein, J. (2016). Dance History in Contemporary Visual Art Practice. Kelly Nipper’s ‘Weather Center’. TDR: The Drama Review, 60(2), 103–122.

Janevski, A. (2018). Judson Dance Theater: The Work is never Done — Sanctuary Always Needed. In Janevski, A., Lax, T. J. (Eds.), Judson Dance Theater. The Work is Never Done (pp. 26–35). The Museum of Modern Art.

Kelley, M. (2004). Minor Histories. Statements, Conversations, Proposals. MIT Press.

Krauss, R. (1977). Passages in Modern Sculpture. The Viking Press.

Lambert-Beatty, C. (2008). Being Watched: Yvonne Rainer and the 1960s. The MIT Press.

Lax, T. J. (2018). Allow me to begin again. In Janevski, A., Lax, T. J. (Eds.), Judson Dance Theater. The Work is Never Done (pp. 14–25). The Museum of Modern Art.

Lepecki, A. (2006). Exhausting Dance: Performance and the Politics of Movement. Routledge.

Levine, A. (2019). How We Remember. Judson Dance Theater at MoMa. PAJ: A Journal of Performance and Art, 41(2), 58–66.

Levine, D. (2014). You Had to Be There (Sorta). Parkett, 95, 225–245. https://static1.squarespace.com/static/537f6618e4b00d67fdb599eb/t/55a05870e4b0a8815201dbb7/1436571760230/Levine_Parkett-95.14.pdf

Nelson, S. R. (1997). The Map of Art History. The Art Bulletin, 79(1), 28–40.

Poor, K. (2018). Handling Judson’s Objects. In Janevski, A., Lax, T. J. (Eds.), Judson Dance Theater. The Work is Never Done (pp. 76–81). The Museum of Modern Art.

Опубликован
2021-04-09
Как цитировать
ФедчинФ. В., & ГригоренкоВ. К. (2021). Проблема документации танца и перформанса в пространстве Музея современного искусства. На примере выставки «Театр танца Джадсона: работа никогда не заканчивается» («Judson Dance Theater: the Work is Never Done») . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(1), 64-81. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/12286
Раздел
Научные статьи