Dynamics of the Main Communicative Practices of Russians
Abstract
This article presents complex dynamic of Russian’s communicative practices, based on the ZIRCON Research group monitoring data for the period 2009-2019. Authors highlight three main communicative trends: 1) including new users in digital sphere; 2) appearing of the new communicative practices and redistribution of the audience among different media channels; 3) decreasing trust in Russian media (state TV and radio, newspapers and magazines) and in information from Internet sources as well. At the same time the level of trust in information from social networks and search systems (Google News, Yandex.Novosti) was not changing. It also provides justification for the representative mass survey as a valid method for the research of some communicative practices.
Downloads
References
Бородулина А. (2018) «Поворот к мессенджерам»: кейс Сахалинской области. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1: 156–172. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.09
ВЦИОМ (2016) Пресс-выпуск. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети. URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657
ВЦИОМ (2017) Пресс-выпуск. А если без интернета?! URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116148
ВЦИОМ (2018) Пресс-выпуск. Просторы интернета: для работы или развлечений? URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322
ВЦИОМ (2019) Жизнь без интернета: рай или апокалипсис? URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9681
Левада-Центр. (2019) Российский медиа-ландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети. URL:https://www.levada.ru/2019/08/01/21088/
ЦИРКОН, Фонд «Медиастандарт» (2018) Образ журналистов в массовом сознании россиян. Аналитический отчет по результатам массового опроса населения РФ. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/b0d/Obraz_zhurnalistov-2018_otchet.pdf
ЦИРКОН (2014) Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации на основе национального мониторинга медиаповедения. Разработка критериев углубленной оценки медиаграмотности населения, включающей качество потребления информации». Аналитический отчет о НИР. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/00b/otsenka-tekushchego-sostoyaniya-i-perspektiv-izmeneniya-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-rossiysk.pdf
ЦИРКОН (2015) Оценка уровня медиаграмотности населения Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждённой приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014. Отчёт по результатам НИР. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/87c/otsenka-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-rossiyskoy-federatsii.pdf
ЦИРКОН (2016) Оценка уровня медиаграмотности населения в разрезе субъектов Российской Федерации (10 пилотных регионов). Отчёт по результатам НИР. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/b14/otsenka-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-v-razreze-subektov-rossiyskoy-federatsii-10-regionov.pdf
ЦИРКОН (2017) Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в субъектах верхнего уровня РФ (измерение медиасферы) 2015–2017 гг. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/28f/MS-index_2015-2017_Otchet-o-sostoyanii-institutsionalnogo-razvitiya-SMI-v-subektah-RF.pdf
Кастельс М. (2016) Власть коммуникации. М.: Изд. дом ВШЭ.
Качкаева А., Кирия И. (2012) Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций. Форсайт, 6(4): 6–18.
Левада-Центр (2018) Пресс-выпуск. Пользование интернетом. URL:https://www.levada.ru/2018/11/13/polzovanie-internetom-2/
Мирошниченко А. (2018) Рост цифровых медиа достиг предела. Журналист. URL:https://jrnlst.ru/saturation
РОЦИТ, ЦИРКОН (2018) Индекс цифровой грамотности населения России – 2018. URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/a63/Index_cifrivii_gramotnosti_2019_rocit.pdf
Срничек Н. (2019) Капитализм платформ. М. Добрякова (ред.). М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
Черникова Н. (2015) Как Якутия совершила прорыв в WhatsApp. Секрет Фирмы. URL:https://secretmag.ru/trends/tendencies/whatsapp_yakutsk.htm
European Commission website (2018). Digital Economy and Society Index (DESI) 2018. URL:http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-18-3737_en.htm
Katz, E., Lazarsfeld, F. (1955). Personal Influence.The Part Played by the People in the Flow of Mass Communication. Glencoe, Illinois: The Free Press.
Pew Research Center (2019). Social Media Fact Sheet. URL:https://www.pewresearch.org/internet/fact-sheet/social-media/