Подходы и принципы анализа произведения кинематографа на примере документального фильма «Такси на темную сторону» («Taxi to the Dark Side», Алекс Гибни, 2007)
Аннотация
Как правильно анализировать произведения искусства? Этот вопрос звучит банально, и ответ на него кажется достаточно простым. Однако в течение семилетнего срока преподавания курсов анализа кино я снова и снова замечал, насколько сложно учащимся справиться с этой задачей. Особенные затруднения вызывают следующие пункты: 1) определить управляющую идею фильма; 2) интерпретировать намерение и подход режиссера; 3) найти специфический алгоритм (на что вообще следует обращать внимание) собственно анализа фильма.
Данная статья познакомит читателя/учащегося с авторским подходом и конкретной техникой анализа. Примером послужит документальный фильм «Такси на темную сторону» режиссера Алекса Гибни. Обязательно стоит отметить, что этот подход применим в принципе для любой области искусства (в том числе литературы, музыки, театра, до определенной степени для изобразительного искусства), где произведения предполагают наличие управляющей идеи и структуры.
Скачивания
Литература
Aufderheide P. (2008). Documentary Film: A Very Short Introduction,. Oxford: Oxford University Press.
Aumont J., Marie M. (1988). L’Analyse des films/Analysis of Film. Paris: Nathan.
Balazs, B. (20011924). Der Sichtbare Mensch (2001), Frankfrut Am Main: Suhrkamp Verlag.
Bazin A. (1971). What is Cinema? Essays selected and translated by Hugh Gray, Berkeley: University of California Press.
Bordwell D., Thompson K. (1979). Film Art. An Introduction, Boston: Addison-Wesley, Reading Mass.
Casetti, F (1999). Theories of Cinema, 1945–1990, Austin: University of Texas.
Cook M. (2007). Write to TV. Out of Your Head and onto the Screen, Oxford: Burlington.
Deleuze, G. (1996). Das Bewegungs-Bild: Kino 1, Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlang.
Duley A. (1984). Concepts in Film Theory, Oxford: Oxford University Press.
Elsaesser T., Hagener M. (2011). Filmtheorie zur Einführung, Hamburg: Junius.
Fawcett L. (1928). Die Welt des Films, Zürich, Leipzig, Wien: Amalthea Verlag.
Krakauer S. (2001). Theorie des Films, Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.
Mckee R. (1997). Story: Style, Structure, Substance, and the Principles of Screenwriting,. New York: Haprercollins.
Merriam-Webster (1995). Encyclopedia of Literature, Massachusetts: Merriam-Webster.
Nichols B. (2008). Critical Inquiry, Chicago: University of Chicago.
Nichols B. (2001). Introduction to Documentary, Indiana: Bloomington & Indianapolis.
Nichols B. (1991). Representing Reality: Issues and Concepts in Documentary, Indiana: Bloomington University Press.
Ryan M., Lenos M. (2012). An Introduction to Film Analysis: Technique and Meaning in Narrative Film, London: Continuum. https://doi.org/10.5040/9781501351105
Schaaf M. (1980). Theorie und Praxis der Filmanalyse. A. Silbermann, M. Schaaf, G. Adam (Eds.) Filmanalyse: Grundlagen, Methoden, Didaktik, München: Oldenbourg Wissenschaftsverlag: 1980. – C. 35–123.
Sobchack T., Sobchack V. (1980). An Introduction to Film, London: Longman.
Trottier D. (1998). The Screenwriter's Bible", Los Angeles: Silman-James.