Социальные медиа в политической сфере России и США
Аннотация
Интернет-технологии, включая социальные медиа, все больше проникают в бытовую жизнь граждан как развитых, так и развивающихся стран. Проникновение политических технологий в эту среду началось практически со времени их возникновения. В настоящей статье рассматриваются сначала общие особенности социальных медиа, такие как возможность поддержания постоянной быстрой связи между пользователями, мультимедийность публикуемого контента, отсутствие иерархии пользователей, анонимность, возможность сортировки потребляемой информации так, чтобы она отвечала предпочтениям пользователя, фрагментированность размещаемого контента. Затем рассматриваются характеристики социальных медиа, имеющие непосредственное отношение к политической сфере: размывание границ между частной и публичной сферой, низкая восприимчивость к контролю со стороны органов власти и цензуре, сильная политическая поляризованность пользователей социальных медиа, распространенность неквалифицированного анализа и заведомо ложной политической информации. Далее авторы исследуют политические последствия использования социальных медиа и способы применения их инструментария в политике. Здесь речь идет о возможности коммуникации между политиками и гражданами без посредников, таргетированных политических кампаниях, новых способах сбора средств при помощи социальных медиа, координации сторонников в преддверии политических акций. Конкретные примеры практического использования социальных медиа в политике авторы черпают в основном из опыта президентских кампаний в Соединенных Штатах Америки, поскольку эта страна характеризуется высокой степенью цифровизации, политической активности граждан, развитости гражданского общества и политических технологий. Для контраста рассматриваются некоторые особенности политического использования социальных медиа в России, которое приобретает все большую актуальность, однако в связи с низкой конкурентностью политической системы, инертностью избирателей и другими особенностями, по своей эффективности SMM-стратегии намного уступают тем, которые базируются на привлечении традиционных СМИ. В заключении авторы приходят к выводу о том, что социальные медиа оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на современное политическое пространство и политическую культуру. К проявлениям первого можно отнести большую открытость и прозрачность политиков, новые возможности привлечения их к ответственности, возможность влиять на политическую жизнь путем коллективных действий, в частности, привлечения внимания к волнующим граждан вопросам. К наиболее негативным сторонам можно отнести манипуляции общественным мнением при помощи микротаргетирования при отсутствии прозрачности источников финансирования и механизмов сбора конфиденциальных данных, цензуру публикуемого политического контента со стороны самих социальных медиа, которая руководствуется весьма размытыми принципами и распространение заведомо ложной, непроверенной и не подкрепленной фактами информации.
Скачивания
Литература
Исследование ООН: Электронное Правительство (2018) Применение электронного правительства для формирования устойчивого и гибкого общества. URL:https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/E-Government%20Survey%202018_Russian.pdf
Крестинина Е., Чернышов Ю. (2008) Использование интернет-блогов и "социальных сетей" в российской публичной политике. Известия алтайского государственного университета, (3–4): 288–296.
Свинин А. (2013) Использование социальных сетей как интернет-технологий в избирательных кампаниях: международный опыт. Вестник российского университета дружбы народов. Серия: политология. (2): 157–163.
Степанов А., Степанова Н. (2017) Проблемы электронного правительства в современном мире. Электронный научный журнал «Россия и Америка в XXI веке», (2). URL:https://rusus.jes.su/s207054760005633-3-1/
Степанова Н., Шариков П. (2017) Влияние интернет-технологий на предвыборную президентскую кампанию в США в 2015–2016 гг. США–Канада: Экономика, Политика, Культура, (2): 52–67.
Allcott H., Gentzkow M. (2017). Social Media and Fake News in the 2016 Election. Journal of Economic Perspectives, 31(2): 211–236. https://doi.org/10.1257/jep.31.2.211
Auvinen A.-M. (2013) Social Media — The New Power of Political Influence. Helsinki: Center for European Studies.
Bail C., Argyle L., Brown T., Bumpus J., Chen H., Fallin Hunzaker M, Lee J., Mann M., Merhout F., Volfovsky A. (2018). Exposure to Opposing Views on Social Media Can Increase Political Polarization. PNAS: Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 9216–9221. https://doi.org/10.1073/pnas.1804840115.
Bimber B. (2014). Digital Media in the Obama Campaigns of 2008 and 2012: Adaptation to the Personalized Political Communication Environment. Journal of Information Technology & Politics, 11, 130–150.
https://doi.org/10.1080/19331681.2014.895691
Calderaro A. (2018). Social Media and Politics. URL:https://www.researchgate.net/publication/322273564_Social_Media_and_Politics/citation/download.
Lawrence E., Sides J, Farrell H. (2009). Self-Segregation or Deliberation? Blog Readership, Participation, and Polarization in American Politics. Perspectives on Politics, 8(1): 141–157. https://doi.org/10.1017/s1537592709992714
Mcelwee L., Yasseri T. (2017). Social Media, Money, and Politics: Campaign Finance in the 2016 US Congressional Cycle. URL:https://arxiv.org/abs/1711.10380v1.
Owen D. (2019). The Past Decade and Future of Political Media: The Ascendance of Social Media. URL:https://www.bbvaopenmind.com/en/articles/the-past-decade-and-future-of-political-media-the-ascendance-of-social-media/.