Ценностно-ориентированная модель пространства в методологии художественного проектирования
Аннотация
В статье проводится теоретическое изыскание взаимосвязи материального и социального пространства по отношению к художественному проектированию. Итогом данного исследования является вывод о необходимости включения в методологию архитектурной и дизайнерской деятельности ценностно-ориентированной модели художественного проектирования.
В начале статьи автор определяет художественное проектирование как широкую сферу деятельности человека по созданию и совершенствованию материального пространства и ставит два малоизученных вопроса в методологии архитектурной и дизайнерской деятельности, касаемо трансформации функций объектов материальной культуры с изменением восприятия ценностей и их влияния на взаимоотношения людей внутри социума
Основная часть статьи посвящена исследованию, определяющему ответы на вышеуказанные вопросы при помощи анализа взаимосвязи материального и социального пространства через кибернетическую обратную связь в контексте художественного проектирования.
Для описания этого процесса автор определяет трехуровневую модель ценностного осмысления пространства, характерную для современной цивилизации. Данная модель применяется в статье для анализа двух примеров, соответствующих основополагающим вопросам исследования.
В заключении автор указывает на необходимость введения в методологию художественного проектирования понятия ценностно-ориентированной модели пространства для постановки вопроса о понимании его как своеобразного социального «продукта-субъекта». Пространство в данном случае рассматривается не только как продукт социальных взаимоотношений, оно одновременно является квазисубъектом, который их же и воспроизводит, транслируя ценности из прошлого в будущее.
Скачивания
Литература
Байбурин А. (1983) Жилище в обрядах и представлениях восточных славян, СПб: ПИТЕР.
Башляр Г. (2014) Поэтика пространства, М.: Ад Маргинем Пресс.
Бодрийяр Ж. (2017) Симулякры и симуляции, М.: Постум.
Вильковский М. (2010) Социология архитектуры, М.: Фонд «Русский авангард».
Городищева А., Ходеннова Э. (2017) Вещь в культуре информационного общества. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 39: 61–66.
Грибер Ю. (2017) Цветовое поле города в истории европейской культуры, М.: ООО «Издательство «Согласие».
Коган Л. (ред.) (1982) Социально-культурные функции города и пространственная среда, М.: Стройиздат.
Козинцева М., Кирсанова Л. (2014) К вопросу об архитектурном сообщении как социальной коммуникации. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 4 (27): 112–120.
Козловский В., Крысенко И. (2019) Традиционные элементы в современной российской архитектуре как маркер этнокультурной идентичности. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2 (1): 32–38.
Корнев В. (2003) Понятие «Вещь». Известия Алтайского государственного университета, 4 (30): 73–78.
Лефевр А. (2015) Производство пространства, М.: StrelkaPress.
Ложкин А. (2012) Город как механизм. URL: https://archi.ru/russia/44760/ocherk-4-gorod-kak-mehanizm
Максимов П. (1975) Творческие методы древнерусских зодчих, М.: Вече.
Мартин Б., Ханингтон Б. (2014) Универсальные методы дизайна: 100 эффективных решений наиболее сложных проблем дизайна, СПб.: Питер.
Миронов А. (2012) Философия Архитектуры: творчество Ле Корбюзье, М.: ООО «МАКС Пресс».
Пугачева Л. (2009) Феномен границы как основание интенциональности разума и предметного восприятия реальности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2: 36–41.
Строительные нормы и правила РФ (1967) СНиП II-K.2-62 Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования. URL: http://sniprf.ru/razdel-2/II-09-2-62
Устав Коммунистической партии Советского Союза (1978), М.: Политическая литература.
Шангина И. (2001) Русская изба: внутреннее пространство, убранство дома, мебель утварь: иллюстрир. энцикл., СПб.: Искусство-СПб.
Эллард К. (2017) Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие, М.: Альбина Паблишер.