Культуры в состоянии дисфункции и формирование Homo Economicus: эксперты и либеральное согласие в режиме жесткой экономии
Аннотация
С самого начала долгового кризиса 2010 года значительная часть либеральной интеллигенции и общественников Греции рассуждали о том, какая объяснительная модель больше всего подходит для понятия «национальная идентичность», в котором они усматривали корень всех проблем. Они представляли кризис как возможность для греков в процессе реализации политики жесткой экономии по-новому взглянуть на себя и сформировать более «прозападный» и ориентированный на рыночную экономику облик. В этой связи кризис рассматривается как результат «неправильных установок культуры», которые теперь можно исправить. В данной статье делается упор на то, что медийные личности, такие как интеллектуалы и гуру маркетинга, которые условно находятся вне политики, популяризировали эту объяснительную модель, что особенно активно происходило в период с 2010 по 2012 год. Мы полагаем, что эти высказывания, направленные на формирование новых социальных идентичностей гибкости, мобильности и конкуренции, согласующиеся с требованиями неолибералов по преодолению кризиса, наиболее эффективны, когда их озвучивают агенты, которых принято считать «нейтральными».
Скачивания
Литература
Ali, T. (2015). The Extreme Center: A Warning. London: Verso Books.
Athanasiou, A. (2012). Η κρίση ως «Κατάσταση Έκτακτης Ανάγκης: Κριτικές και Αντιστάσεις [The Crisis as a State of Emergency: Critiques and Resistances]. Athens: Savvalas.
Badiou, A. (2018). Greece and the Reinvention of Politics. London: Verso.
Bauman, Z. (2001). ‘Consuming life’, Journal of Consumer Culture (1)1: 9-29.
Bauman, Z. (2004). Europe: an Unfinished Adventure. London: Polity.
Brown W (2003). ‘Neo-liberalism and the End of Liberal Democracy’, Theory and Event 7 (1): 1-25.
Carpentier N. & De Cleen, B. (2007). ‘Bringing Discourse Theory into Media Studies; The Applicability of Discourse Theoretical Analysis (DTA) for the Study of Media Practices and Discourses’, Journal of Language and Politics 6 (2): 265-93. https://doi.org/10.1075/jlp.6.2.08car
Chibber, V. (2013). Postcolonial theory and the specter of Capital. London: Verso.
Dahlberg, L. (2014). ‘Capitalism as a Discursive System? Interrogating Discourse Theory’s Contribution to Critical Political Economy, Critical Discourse Studies 11 (3): 257– 271. https://doi.org/10.1080/17405904.2014.915384
Dardot, P. & Laval, C. (2014). The New Way of the World: on the Neoliberal Society. London: Verso.
Davidson, N. (2016). ‘Crisis Neoliberalism and Regimes of Permanent Exception’, Critical Sociology 43(4-5): 615-634. https://doi.org/10.1177/0896920516655386
Dean, J. (2012). The Communist Horizon. London, New York: Verso.
Deleuze, G. (1992). Postscript on the Societies of Control. October, 59, 3-7. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/778828
Douzinas, C. (2013). Philosophy and Resistance in the Crisis: Greece and the Future of Europe. Cambridge: Polity.
Doyle, S. (2009). ‘Contesting the Shape of Political Space: an Investigation of the “Threat of Asylum’ in Britain”’, Refuge: Canada's Journal on Refugees 26 (1): 121-134.
Dyrberg, T. B. (2005). ‘Radical and Plural Democracy; in Defence of Right/Left Public Reason’, pp. 167–184 in L. Tønder and L. Thomassen (Eds) Radical Democracy: Politics between Abundance and Lack. Manchester: Manchester University Press.
Fairclough, N. (2003). Analyzing Discourse: Textual Analysis for Social Research. London: Routledge.
Foucault, M. (1995). Discipline and Punishment, the Birth of Prison. London: Vintage books.
Foucault, M. (2010). The Birth of Biopolitics: Lectures at the College de France, 1978—1979. New York: Palgrave Macmillan.
Fuchs, C., Schafranek, M., Hakken, D. & Breen, M. (2010). ‘Capitalist Crisis, Communication, & Culture–Introduction’, tripleC 8(2): 193-204. https://doi.org/10.31269/vol8iss2pp193-204
Gkintidis, D. (2016). ‘Docile Elites, Lumpen People, Spoiled Country: Some Preliminary Reflections on the Cultural and Moral Analysis of Capitalist Asymmetry in Post-War Greece’, CAS Working Paper Series No. 8/2016.
Retrieved from https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=479378
Hamilakis, Y. (2016). ‘Some Debts Can Never Be Repaid: The Archaeo-Politics of the Crisis’, Journal of Modern Greek Studies 34(2): 27–64. https://doi.org/10.1353/mgs.2016.0026
Hardt, M. & Negri, T. (2009). Commonwealth. London: Belknap Press.
Harman, C. (2011). Zombie Capitalism. Chicago: Haymarket Books.
Harvey, D. (2010). The Enigma of Capital and the Crises of Capitalism. London: Profile Books.
Harvey, D. (2014). Seventeen Contradictions and the End of Capitalism. Oxford: Oxford University Press.
Howarth, D. (2004). ‘Hegemony, political subjectivity and radical democracy’, pp. 256-276 in S. Chritchley and O. Marchart (Eds) Laclau, a Critical Reader. London: Routledge.
Jacobsson, D. & Ekström, M. (2016). ‘Dismantling Discourses: Compassion, Coping and Consumption in Journalistic Representations of the Working Class’, Critical Discourse Studies 13(4): 379–396. https://doi.org/10.1080/17405904.2015.1122644
Jansen, S. C. (2008). ‘Designer Nations: Neo-Liberal Nation Branding–Brand Estonia’, Social identities 14(1): 121-142. https://doi.org/10.1080/13504630701848721
Kioupkiolis, A. (2014). ‘Towards a Regime of Post-political Biopower? Dispatches from Greece, 2010–2012’, Theory, Culture & Society, 31(1): 143–158. https://doi.org/10.1177/0263276413501705
Laclau E (1996b). ‘The Death and Resurrection of Ideology’, The Journal of Political Ideologies 1(3): 202-220.
Laclau, E. & Mouffe, C. (1985). Hegemony and Socialist Strategy; Towards a Radical Democratic Politics. London: Verso.
Laclau, E. (1996). Emancipations. London: Verso.
Massumi, B. (2010). ‘The Political Ontology of Threat’, pp. 52-70 in M. Gregg and G. Seigworth G (Eds.) The Affect Theory Reader. Durham: Duke University Press.
Mavroudeas, S, (ed). (2014). Greek Capitalism in Crisis: Marxist Analyses. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315798301
Mitralexis, S. (2017). ‘Studying Contemporary Greek Neο-Orientalism: the Case of the “Underdog Culture” Narrative’, Horizons of Politics 8(25): 125–149.
Mylonas, Y. (2019). The “Greek Crisis” in Europe: Race, Class and Politics. Leiden: Brill.
Peck, J. (2010). Constructions of Neoliberal Reason. Oxford: Oxford University Press.
Platzos, D. (2017). Το Πρόσφατο Μέλλον: Η Κλασική Αρχαιότητα ως Βιοπολιτικό Εργαλείο [Recent Future: Classical Archaeology as Biopolitical Tool]. Athens: Nefeli. https://doi.org/10.12681/historein.14803
Prozorov, S. (2009). The Ethics of Post-Communism: History and Social Praxis in Russia. New York: Palgrave McMillan.
Ramfos, S. (2011). The Logic of Paranoia. Athens: Armos.
Ramfos, S. (2012). Time Out: The Greek Sense of Time. Athens: Armos.
Rose, N. (1999). Powers of Freedom, Reframing Political Thought. Cambridge: Cambridge University Press.
Stavrakakis, Y. (1999). Lacan and the Political. London: Routledge.
Streeck, W. (2016). How Will Capitalism End? London: Verso.
Vincent, A. (2010). Modern Political Ideologies (Third Edition). Oxford: Wiley-Blackwell.
Wallerstein, I. (2006). European Universalism, the Rhetoric of Power. London and New York: New Press.
Žižek, S. (2010). A Permanent Economic Emergency, New Left Review 64: 85-95.