Тенденции карьерного продвижения выпускников магистерской программы «Менеджмент в СМИ» НИУ «Высшая школа экономики»
Аннотация
В статье рассматривается проблема трудоустройства и дальнейшего карьерного продвижения выпускников вузов, готовящих кадры в области управления средствами массовой информации, на примере магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Специальное эмпирическое исследование с опорой на известную модель периодизации карьерного развития Д. Сьюпера позволило обнаружить ряд тенденций. Был проведен опрос 103 выпускников, окончивших магистерскую программу «Менеджмент в СМИ» НИУ ВШЭ с 2010 по 2017 год. Опрос показал, что, приехав из регионов России и стран Ближнего зарубежья в Москву, студенты сразу же после поступления в магистратуру пытаются найти себе работу, поскольку выделяемая стипендия недостаточна для жизни в столице России. По окончании магистратуры, подавляющее большинство выпускников находит работу в Москве или ближнем Подмосковье (86%). Некоторые выпускники возвращаются в свои родные места, некоторые мигрируют в другие города и страны. При этом 85% выпускников устраиваются на работу в медиасфере. Выпускники МП «Менеджмент в СМИ» НИУ ВШЭ сравнительно быстро достигают руководящей позиции – средний возраст таких респондентов в выборке составил 28,9 лет, тогда как, по теории Сьюпера, достижение статуса руководителя должно произойти по завершении этапа профессионального становления, т.е. после 30 лет. Таким образом, зафиксирован возрастной сдвиг на 4-5 лет в сторону более ранней профессионализации работников медиасферы по сравнению с моделью Сьюпера. Рассмотренный кейс ставит вопрос о релевантности модели Сьюпера применительно к профессии медиаменеджера в современных российских условиях.
Скачивания
Литература
Бабаев Т.М., Каргина Н.В. (2015). Сравнительный анализ мотивационной сферы людей, находящихся на разных этапах развития карьеры // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. №3: 39-44.
Бородай А.Д. (2012). Взаимодействие вузов с работодателями в подготовке кадров для рекламной индустрии // Высшее образование. №6: 95-100.
Буканин С. (2014). Продвижение по карьерной лестнице государственных служащих в Великобритании и России: сравнительный анализ // Кадровик. №2: 124-128.
Буряк М.А. (2014). Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. №2: 200-212.
Владимирова Т.Н. (2015). Журналистское образование: становление и тенденции развития // Мир образования – образование в мире. №1: 36-43.
Возчиков В.А. (2007). Медиасфера философии образования. Бийск: Бийский государственный педагогический университет им. В.М. Шукшина.
Даль В.И. (1994). Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Москва: Издательская группа «Прогресс», «Универс».
Динамика hh.индекса по России (2019) // сайт «stats.hh.ru» [электронный ресурс]. URL:https://stats.hh.ru/#hhindex%5Bactive%5D=true
Дуракова И.Б. (ред.) (2009). Управление персоналом. Москва: ИНФРА-М.
Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 18.14.2018) «О средствах массовой информации»//КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/
Кибанов А.Я., Лукьянова Т.В., Лобачёва А.С. (2015). Планирование карьерного роста. Москва: Государственный университет управления.
Киричёк П.Н. (2014). Медиасфера в системно-целевом измерении // Научные труды Северо-Западного института управления. Т.5. №1 (13): 337-344.
Кривоносов А.Д., Киуру К.В. (2018). Методология и методика преподавания дисциплин магистерской программы «Реклама и связи с общественностью». Издание второе, дополненное. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Могилевкин Е.А. (2007). Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. Санкт-Петербург: Речь.
Молл Е.Г. (2011). Управление карьерой менеджера. – Санкт-Петербург: Питер.
О том, каким должно быть журналистское образование, как создаются телеканалы и многом другом. Интервью с генеральным директором Общественного Телевидения России Анатолием Лысенко (2017) // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017 №1 [электронный ресурс]. URL:https://cmd-journal.hse.ru/article/view/4473/4540
Ожегов С.И. (2018). Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. Л.И. Скворцова. 27-е издание, переработанное. Москва: Мир и образование.
Резник С.Д., Игошина И.А. (2014). Карьерный менеджмент / Под общ. ред. С.Д. Резника. 2-e издание. Москва: ИНФРА-М.
Сидоров В.А. (2015). Медиасфера как ценностно образующая субстанция // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. №18 (215): 31-37.
Сидорова Д.Г., Орел А.А. (2014). Основные факторы, влияющие на развитие карьеры и продвижение по карьерной лестнице // APRIORI. Серия: гуманитарные науки. №2: 23.
Сотникова C.И. (2014). Управление карьерой персонала в системе менеджмента современной организации // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. № 3: 60–67.
Таловов В.П. (1990). Журналистское образование в СССР. Ленинград: ЛГУ.
Ушаков Д.Н. (2017). Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. Москва: Хит-книга.
Фатеева И.А. (2008). Журналистское образование в России: история, теория, современная практика: Докторская диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Екатеринбург.
Фатеева И.А. (2007). Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Челябинский государственный университет.
Фатеева И.А. (2018). От школы журналистов при РОСТА к Московскому институту журналистики // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Т.24. №1 (171): 79-86.
Шапиро С.А. (2015). Управление трудовой карьерой как механизм развития персонала организации. Москва: Берлин: Директ-Медиа.
Salomone P.R. (1996). Tracing Super’s Theory of Vocational Development: a 40-Year Retrospective // Journal of Career Development. Vol.22. Iss.3: 167-184.
Super D.E. (1980). A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development // Journal of Vocational Behavior. Vol.16. Iss.3: 282-298.