Креативные индустрии: в поисках стабильности концепта

  • Бернар Мьеж Университет Гренобль-Альпы
  • Илья Вадимович Кирия Научный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики
Ключевые слова: коммуникационные индустрии, креативные индустрии, культурные индустрии, политическая экономия коммуникаций

Аннотация

Хотя впервые идея креативных индустрий появилась еще в середине 1990-х, они до сих пор остаются на стадии большого проекта. Центральной гипотезой данной статьи является предположение о том, что включение креативных индустрий и культурных индустрий в одну категорию, равно как и их объединение под названием «креативные индустрии» является некорректным и не вполне эффективным, несмотря на громкие заявления профессионалов, экспертов и политиков. Если основные конститутивные элементы культурных индустрий сегодня более ли менее неплохо изучены (автор приводит их пять ключевых характеристик), то же самое нельзя сказать о креативных индустриях, которые пока остаются сильно разрозненными явлениями. Таким образом, можно перечислять сходства и различия между этими индустриями. Если же обратить внимание на 11 рыночных сегментов, данные по которым в 27 странах ЕС были обнародованы в 2014 г., то можно обнаружить, что количественное преобладание культурных индустрий еще далеко до своего заката.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Бернар Мьеж, Университет Гренобль-Альпы

PhD., профессор-эмеритус 

Илья Вадимович Кирия, Научный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики

Руководитель департамента медиа, Научный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики

Литература

Тросби Д., (2013). Экономика и культура. Москва: ИД НИУ ВШЭ.

Флорида Р. (2005). Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Москва: Классика-XXI.

Bouquillion P., Combès Y. (dir.) (2012). Creative Economy, Creative Industries. Paris, PUV.

Bouquillion P., Miège B., Moeglin P. (2013). L’industrialisation des biens symboliques – Les industries créatives en regard des industries culturelles. Grenoble, PUG.

Caves R.E. (2000). Creative Industries. Contracts between Art and Commerce. Cambridge, Massachusetts, London, Harvard University Press.

Collectif, (présentation: Bernard Miège), «La théorie des industries culturelles (et informationnelles), composante des SIC», Revue française des sciences de l’information et de la communication [Online], 1. 2012, Online since 01 September 2012, connection on 27 April 2016. URL:http://rfsic.revues.org/80

GESAC (European Grouping of Societies of Authors and Composers) (2014). Creating growth. Measuring cultural and creative markets in the EU. Paris: Ernst and Yang, GESAC. URL:https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Measuring_cultural_and_creative_markets_in_the_EU/$FILE/Creating-Growth.pdf

Jenkins H. (2006). Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York, NYU Press.

Lash S., Lury, C. (2007). Global Culture Industry. Cambridge, UK, Polity Press.

Miège B. (1989). The Capitalization of Cultural Production. New York/Bagnolet, International General.

Miège B. (2011). Theorizing the Cultural Industries: persistent specificities and reconsiderations, in Janet Wasko, Graham Murdock and Helena Sousa, (eds.) The Handbook of Political Economy of Communication. Chichester UK, Wiley- Blackwell, pp. 83-108.

Miège B. (2011). Principal Ongoing Mutations of the Cultural and Informational Industries, pp. 51-65, in “The Political Economies of Media - The transformation of the Global Media Industries”, edited by Dwayne R. Winseck and Dal Jong Jin. London and New York: Bloomsbury Academic.

Miège B. (2017). Les industries culturelles et créatives face à l’Ordre de l’Information et de la Communication. Grenoble : PUG, collection Communication en Plus.

Miège B. (2018). Cultural and Creative Industries and the Political Economy of Communication, in “Making Media – Production, Practices and Professions”, edited by Mark Deuze and Mirjam Prenger, Amsterdam University Press, pp. 69-80

de Bustos Juan-Carlos M. (2017). GAFAM, Media and Entertainment groups and big data. Les Enjeux de l'Information et de la Communication, n°18/3A, pp.39-51, URL:https://lesenjeux.univ-grenoble-alpes.fr/2017-supplementA/03-MigueldeBustos/

Mosco V. (1996). The Political Economy of Communication. London, Sage.

Popova M., Schaller M. (2016). Creative Industries Reach Report for EU. Den Haag: Europeana.

Rifkin J. (2000). The Age of Access, The New Culture of Hypercapitalism where All of Life is a Paid-for Experience. New York, Putnam’s Sons.

Unesco Creative Economy Report, 2013 Edition. Widening local development pathways, Paris: Unesco, 2013 URL:http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf

Wasko J., Murdock G. and Sousa H. (eds.) (2011). The Handbook of Political Economy of Communication. Chichester UK, Wiley- Blackwell.

Winseck D.R., Jin D. J., (edited by) (2011). The Political Economies of Media - The transformation of the Global Media Industries. London and New York: Bloomsbury Academic.

Опубликован
2019-11-08
Как цитировать
МьежБ., & КирияИ. В. (2019). Креативные индустрии: в поисках стабильности концепта. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(4), 22-37. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/9848
Раздел
Научные статьи