Уровень медиаграмотности населения в регионах России: сравнительный анализ
Аннотация
Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реализуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов населения мониторингового типа с 2009 года. В 2014 году используемая методика была значительно переработана, в результате чего в инструментарий исследования помимо параметров, фиксирующих навыки поиска информации, вошли такие критерии современного понимания медиаграмотности, как умение фильтровать и критически оценивать поступающую информацию. Замеры 2014-2015 гг. позволили отслеживать изменения в распространенности среди населения различных навыков, связанных с обращением с медиа с помощью специально разработанных частных и интегральных индексов информационной и медиаграмотности. В 2016 году вместо единого всероссийского опроса репрезентативные опросы населения были проведены в 10 пилотных регионах РФ, что позволило сравнить между собой грамотность в сфере медиапотребления представителей областей с различным социально-экономическим положением.
Скачивания
Литература
2. Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации на основе мониторинга уровня медиаграмотности. Отчет по НИР. ЦИРКОН, 2012. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/a83/Ocenka_tekushhego_sostojanija_i_perspektiv_izmenenija_urovnja_mediagramotnosti_naselenija_2012.pdf (дата обращения – 27.02.2018).
3. Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации на основе национального мониторинга медиаповедения. Разработка критериев углубленной оценки медиаграмотности населения, включающей качество потребления информации» / Аналитический отчет о НИР. ЦИРКОН, 2014. URL: http://www.rosrid.ru/ikrbs/viewFullText/007g000KAKtq15JHhU2cLb00 (дата обращения – 27.02.2018).
4. Оценка уровня медиаграмотности населения в разрезе субъектов Российской Федерации (10 пилотных регионов). Отчёт по результатам НИР. ЦИРКОН, 2016. URL: http://www.rosrid.ru/ikrbs/viewFullText/D2WHAKCCOROTQJRGOA0F14DM (дата обращения – 27.02.2018)
5. Оценка состояния и динамики развития медиасферы (институционального развития СМИ) в регионах России. ЦИРКОН, 2017. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/d28/MS-Index_2015-2016.pdf (дата обращения – 27.02.2018).
6. Войнилов Ю. Л., Мальцева Д. В., Шубина Л. В. Медиаграмотность в России: картография проблемных зон. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1, № 2. С. 95-114. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/4478 (дата обращения - 08.09.2017)
7. Качкаева А. Г., Колчина А. С., Шомова С. А. Образование и медиаграмотность в России: генезис и современные тенденции (исследование уровня медиаграмотности студентов НИУ ВШЭ) // В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. с. 247-252.
8. Мальцева Д.В., Шубина Л.В., Войнилов Ю.Л. Уровень медиаграмотности населения РФ: текущее состояние и перспективы изменения / XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Под редакцией: Е.Г.Ясин Кн. 4. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. с. 154 – 172.
9. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования» /М. : Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.
10. Цифровая грамотность. Проект Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ). URL: цифроваяграмотность.рф (дата обращения - 01.03.2018).
11. Media and Information Literacy: Reinforcing Human Rights, Countering Radicalization and Extremism / Ed. by Singh J., Kerr P. and Hamburger E. MILID Yearbook 2016. – 2016. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002463/246371e.pdf (дата обращения - 01.03.2018).
12. Survey on Privacy in Media and Information Literacy with Youth Perspectives / Ed. by Singh J., Kerr P. and Hamburger E. UNESCO Publishing. UNESCO Series on Internet Freedom. 2017. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0025/002589/258993e.pdf (дата обращения - 01.03.2018).