Преподаватели российских вузов о коммуникации и о проблемах коммуникативного образования
Аннотация
В статье представлены результаты опроса преподавателей ряда региональных вузов по проблемам коммуникации и коммуникативного образования.
Опрос проводился методом анкетирования, участвовало 52 респондента из восьми российских регионов. Результаты опроса свидетельствуют, что в представлениях преподавателей о коммуникации доминируют два концептуальных подхода, психолого-педагогический и информационный. При этом отсутствует единство в понимании того, как различать близкие понятия, коммуникацию и общение. Среди проблем коммуникативного образования наиболее часто называются дефицит квалифицированных научно-педагогических кадров и дефицит программ по их подготовке и переподготовке. Результаты анализа позволяют утверждать, что в основе сложившейся ситуации лежит проблема институализации и что ключевой стратегией в ее решении должно стать введение коммуникативных программ как отдельного направления подготовки.