Медиасоциология: предметное и образовательное пространство

  • Виктор Петрович Коломиец Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0003-1978-1081
Ключевые слова: журналистика, социология СМИ, социология массовой коммуникации, медиа, медиасоциология, социология медиакоммуникации, медиатизация

Аннотация

Проблема, которую решает автор, вытекает из глубокой прагматики, но носит фундаментальный теоретический характер. Прагматика связана с тем, что социология СМИ/массовой коммуникации, преподаваемая в вузах будущим журналистам, долгое время рассматривалась как относительно самостоятельное направление социологического знания. Изменения в цифровой среде, ее трансформация от СМИ к медиа потребовали корректировки читаемых курсов и их замены на медиасоциологию, причем в условиях отсутствия учебников по данной дисциплине и проработки ее фундаментальных теоретических вопросов. Как следствие, остро встал вопрос о предметной области медиасоциологии. В настоящей работе автор пытается прописать факторы, которые детерминируют необходимость перехода от СМИ к медиа, собственное понимание предметного поля медиасоциологии и представляет варианты учебной дисциплины медиасоциологии. Весь текст — это приглашение к дискуссии и обсуждению проблем применения социологического знания в медиаисследованиях, конструирования медиасоциологии как относительно самостоятельного направления социологической рефлексии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Виктор Петрович Коломиец , Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии массовой коммуникации факультета журналистики

Литература

Белл, Д. (2004). Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования. Academia.

Вартанова, Е. Л. (ред.). (2010). СМИ в меняющейся России. Аспект Пресс.

Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Издательский дом ГУ ВШЭ.

Киттлер, Ф. (2009). Оптические медиа: берлинские лекции 1999 г. Логос: ГНОЗИС.

Коломиец, В. П. (2014). Медиасоциология: теория и практика. Аналитический центр Vi.

Коломиец, В. П. (2017). Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия. Социологические исследования, (6), 3–13. https://doi.org/10.7868/S0132162517060010

Коломиец, В. П., и Разин, П. В. (2018). Преподавание социологии студентам-журналистам. Медиаскоп, (1), http://www.mediascope.ru/2415.

Коломиец, В. П. (2020). Медиатизация медиа. Издательство московского университета.

Корконосенко, С. Г. (ред.). (2004). Социология журналистики. Аспект Пресс.

Масуда, Е. (2003). Информационное общество как постиндустриальное общество. Academia.

Полуэхтова, И. А. (2022). Медиапотребление в цифровой среде: к вопросу о методологии исследований. Знание. Понимание. Умение, (3), 206–2018. https://doi.org/10.17805/zpu.2022.3.19

Свитич, Л. Г. (2010). Социология журналистики. Методология, методы, направления и результаты исследований. Учебное пособие. ВК.

Федотова, Л. Н. (2022). Социология массовой коммуникации. Теория и практика. Юрайт.

Филатова, О. Г. (2006). Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. Гардарики.

Фомичева, И. Д. (2012). Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов. Аспект Пресс.

Тоффлер, Э. (2009). Третья волна. АСТ.

Хоркхаймер, М., и Адорно, Т. (1997). Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Медиум, Ювента.

Цилински, З. (2019). Археология медиа: о «глубинном времени» аудиовизуальных технологий. АД Маргинем пресс.

Черных, А. И. (2008). Социология массовых коммуникаций. Учебное пособие. Издательский дом ГУ ВШЭ.

Шаститко, А. Е., Моросанова, А. А., и Маркова, О. А. (2022). Экономика внимания: вопросы применения. Вопросы теоретической экономики, (1), 7—23. https://doi.org/10.52342/2587-7666VTE_2022_1_7_23

Шарков, Ф. И., и Родионов, А. А. (2002). Социология массовой коммуникации: в 2-х ч.: Учеб. пособие для вузов. Перспектива.

Eichhorn, K. (2022). Content. The MIT Press Essential Knowledge Series. https://doi.org/10.7551/mitpress/13809.001.0001

Gitlin, Т. (1978). Media Sociology: The Dominant Paradigm. Theory and Society, (6), 205-253. https://doi.org/10.1007/bf01681751

Hepp, A. (2022). Agency, social relations, and order: Media sociology’s shift into the digital. Communications. https://doi.org/10.1515/commun-2020-0079

Kurtz, E. (2009). Why Sociology Abandoned Communication. The American Sociologist, (40), 167–174. https://doi.org/10.1007/s12108-009-9077-y

Pooley, J., & Katz, E. (2008). Further Notes on Why American Sociology Abandoned Mass Communication Research. Journal of Communication, 58(4), 767–786. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2008.00413.x

Silverstone, R. (2005). The sociology of mediation and communication. The SAGE handbook of sociology. https://doi.org/10.4135/9781848608115.n11

Waisbord, S. (2014). Media Sociology: A Reappraisal. https://doi.org/10.1093/obo/9780199756841-0064

Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Коломиец В. П. (2023). Медиасоциология: предметное и образовательное пространство . Коммуникации. Медиа. Дизайн, 8(2), 33-51. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/17538
Раздел
Научные статьи