Медиасоциология: предметное и образовательное пространство
Аннотация
Проблема, которую решает автор, вытекает из глубокой прагматики, но носит фундаментальный теоретический характер. Прагматика связана с тем, что социология СМИ/массовой коммуникации, преподаваемая в вузах будущим журналистам, долгое время рассматривалась как относительно самостоятельное направление социологического знания. Изменения в цифровой среде, ее трансформация от СМИ к медиа потребовали корректировки читаемых курсов и их замены на медиасоциологию, причем в условиях отсутствия учебников по данной дисциплине и проработки ее фундаментальных теоретических вопросов. Как следствие, остро встал вопрос о предметной области медиасоциологии. В настоящей работе автор пытается прописать факторы, которые детерминируют необходимость перехода от СМИ к медиа, собственное понимание предметного поля медиасоциологии и представляет варианты учебной дисциплины медиасоциологии. Весь текст — это приглашение к дискуссии и обсуждению проблем применения социологического знания в медиаисследованиях, конструирования медиасоциологии как относительно самостоятельного направления социологической рефлексии.
Скачивания
Литература
Белл, Д. (2004). Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования. Academia.
Вартанова, Е. Л. (ред.). (2010). СМИ в меняющейся России. Аспект Пресс.
Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Издательский дом ГУ ВШЭ.
Киттлер, Ф. (2009). Оптические медиа: берлинские лекции 1999 г. Логос: ГНОЗИС.
Коломиец, В. П. (2014). Медиасоциология: теория и практика. Аналитический центр Vi.
Коломиец, В. П. (2017). Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия. Социологические исследования, (6), 3–13. https://doi.org/10.7868/S0132162517060010
Коломиец, В. П., и Разин, П. В. (2018). Преподавание социологии студентам-журналистам. Медиаскоп, (1), http://www.mediascope.ru/2415.
Коломиец, В. П. (2020). Медиатизация медиа. Издательство московского университета.
Корконосенко, С. Г. (ред.). (2004). Социология журналистики. Аспект Пресс.
Масуда, Е. (2003). Информационное общество как постиндустриальное общество. Academia.
Полуэхтова, И. А. (2022). Медиапотребление в цифровой среде: к вопросу о методологии исследований. Знание. Понимание. Умение, (3), 206–2018. https://doi.org/10.17805/zpu.2022.3.19
Свитич, Л. Г. (2010). Социология журналистики. Методология, методы, направления и результаты исследований. Учебное пособие. ВК.
Федотова, Л. Н. (2022). Социология массовой коммуникации. Теория и практика. Юрайт.
Филатова, О. Г. (2006). Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. Гардарики.
Фомичева, И. Д. (2012). Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов. Аспект Пресс.
Тоффлер, Э. (2009). Третья волна. АСТ.
Хоркхаймер, М., и Адорно, Т. (1997). Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Медиум, Ювента.
Цилински, З. (2019). Археология медиа: о «глубинном времени» аудиовизуальных технологий. АД Маргинем пресс.
Черных, А. И. (2008). Социология массовых коммуникаций. Учебное пособие. Издательский дом ГУ ВШЭ.
Шаститко, А. Е., Моросанова, А. А., и Маркова, О. А. (2022). Экономика внимания: вопросы применения. Вопросы теоретической экономики, (1), 7—23. https://doi.org/10.52342/2587-7666VTE_2022_1_7_23
Шарков, Ф. И., и Родионов, А. А. (2002). Социология массовой коммуникации: в 2-х ч.: Учеб. пособие для вузов. Перспектива.
Eichhorn, K. (2022). Content. The MIT Press Essential Knowledge Series. https://doi.org/10.7551/mitpress/13809.001.0001
Gitlin, Т. (1978). Media Sociology: The Dominant Paradigm. Theory and Society, (6), 205-253. https://doi.org/10.1007/bf01681751
Hepp, A. (2022). Agency, social relations, and order: Media sociology’s shift into the digital. Communications. https://doi.org/10.1515/commun-2020-0079
Kurtz, E. (2009). Why Sociology Abandoned Communication. The American Sociologist, (40), 167–174. https://doi.org/10.1007/s12108-009-9077-y
Pooley, J., & Katz, E. (2008). Further Notes on Why American Sociology Abandoned Mass Communication Research. Journal of Communication, 58(4), 767–786. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2008.00413.x
Silverstone, R. (2005). The sociology of mediation and communication. The SAGE handbook of sociology. https://doi.org/10.4135/9781848608115.n11
Waisbord, S. (2014). Media Sociology: A Reappraisal. https://doi.org/10.1093/obo/9780199756841-0064