Общественное измерение креативности и исторический материализм

  • Алексей Денисович Переяслов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: креативность, креативная экономика, исторический материализм, политическая экономия, теория социального действия

Аннотация

Автор статьи предлагает расширить понимание креативности в поле исторического материализма. Приводятся примеры отражения внеэконмических проявлений креативности в различных гуманитарных науках. Особый акцент делается на теории социального действия и социологической теории креативности Х. Йоаса. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Алексей Денисович Переяслов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

преподаватель

Литература

Арсланов, В. Г. (2004). К читателю этой книги. М. А. Лифшиц (Ред.). Что такое классика? (сс. 7–30). Искусство XXI век.

Болтански, Л., Тевено, Л. (2013). Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов. Новое литературное обозрение.

Бузгалин, А. В. (2011). Эксплуатация творческой деятельности: интеллектуальная рента как [превратная] форма присвоения капиталом всеобщего культурного богатства. Альтернативы, (4), 4–28.

Бузгалин, А. В. (2018). Поздний капитализм и его пределы: диалектика производительных сил и производственных отношений (к 200-летию со дня рождения Карла Маркса). Вопросы политической экономии, (2), 10–38.

Бузгалин, А. В., Манахова, И. В., Молчанов, И. Н., Павлов, М. Ю., Рассадина, А. К. (2022). Человек как экономический актор: потенциал диалога поведенческой экономики и современной марксистской политэкономии. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (2), 26–44.

Завалько, Г. А. (2011). Философские проблемы эстетики. Книжный дом ЛИБРОКОМ.

Завалько, Г. А. (2015). Рецензии: Семенов Ю. И. Происхождение и развитие экономики: от первобытного коммунизма к обществам с частной собственностью, классами и государством (древневосточному, античному и феодальному). УРСС, 2014. Философия и общество, 1–2(76), 189–200.

Завалько, Г. А. (2018). Проблема соотношения морали и религии в истории философии. КомКнига.

Йоас, Х. (2005). Креативность действия. Алетейя.

Йоас, Х. (2013). Возникновение ценностей. Алетейя.

Йоас, Х., Кнёбль, В. (2011). Социальная теория. 20 вводных лекций. Алетейя.

Леонтьев, А. Н. (1983). Деятельность. Сознание. Личность. В А. Н. Леонтьев, Избранные психологические сочинения. Т. 2. Педагогика.

Лифшиц, М. А. (1984). Философия искусства Карла Маркса. Собрание сочинений. Т. 1. Изобразительное искусство.

Лифшиц, М. А. (1985). Бессистемный подход. В М. А. Лифшиц, В мире эстетики. Изобразительное искусство.

Маркс, К. (1960). Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. Политиздат.

Маркс, К. (1974). Экономическо-философские рукописи 1844 года. В К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения. 2-е изд. Т. 42. Политиздат.

Мьеж, Б., Кирия, И. В. (2019). Креативные индустрии: в поисках стабильности концепта. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(4), 22–37.

Павлов, М. Ю. (2020). Трансформация характера взаимодействия между трудом и капиталом в условиях четвертой индустриальной революции. Вестник Института экономики Российской академии наук (2), 71–82.

Павлов, М. Ю. (2022). Как измерить креативную деятельность? Экономическое возрождение России, 4(74), 68–74.

Семенов, Ю. В. (2013). Философия истории. Общая теория исторического процесса. Академический Проект.

Семенов, Ю. В. (2014). Происхождение и развитие экономики: От первобытного коммунизма к обществам с частной собственностью, классами и государством (древневосточному, античному и феодальному). КРАСАНД.

Семенов, Ю. В. (2020). Введение в науку философии. Кн. 5: Проблема истины. Мышление, воля и мозг. ЛЕНАНД.

Серов, В. В. (Ред.). (2003). Принцип «Laissez faire, laissez passer», Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений (c. 632). Локид-Пресс.

Смит, А. (1997). Теория нравственных чувств. Республика.

Татаркевич, В. (2002). История шести понятий. Дом интеллектуальной книги.

Харви, Д. (2021). Состояние постмодерна: Исследование истоков культурных изменений. Издательский дом Высшей школы экономики.

Хезмондалш, Д. (2018). Культурные индустрии. Издательский дом Высшей школы экономики.

Чиксентмихайи, М. (2015). Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. Карьера пресс.

Шацкий, Е. (2018). История социологической мысли. Том 1. Новое Литературное Обозрение.

Alexander, J. C. (1982). Theoretical Logic in Sociology. Vol. II: The Antinomies of Classical Thought: Marx and Durkheim. Berkeley.

Engell, J. (1981). The Creative Imagination: Enlightenment to Romanticism. Harvard University Press.

Foley, D. K. (2013). Rethinking Financial Capitalism and the “Information” Economy. Review of Radical Political Economics, 45(3), 257–268.

Garnham, N. (2005). From cultural to creative industries: An analysis of the implications of the “creative industries” approach to arts and media policy making in the United Kingdom. International Journal of Cultural Policy, 11(1), 15–29.

Joas, H. (1993). Pragmatism and Social Theory. University of Chicago Press.

Kiriya, I., Kompatsiaris, P., & Mylonas, Y. (2020). The Industrialization of Creativity and Its Limits: Introducing Concepts, Theories, and Themes. In I. Kiriya, P. Kompatsiaris, & Y. Mylonas (Eds.). The Industrialization of Creativity and Its Limits, (1–13). Springer.

Lee, H. K. (2017). The Political Economy of ‘Creative Industries’. Media, Culture & Society, 39(7), 1078–1088.

Parsons, T. (1937). The Structure of Social Action. McGrawHill.

Reckwitz, A. (2012). Die Erfindung der Kreativität: Zum Prozess gesellschaftlicher Ästhetisierung. Suhrkamp Verlag.

Reckwitz, A. (2016). Kreativität und soziale Praxis: Studien zur Sozial-und Gesellschaftstheorie. Transcript Verlag.

Runco, M. A. (1996). Personal Creativity: Definition and Developmental Issues. New Directions for Child Development, (72), 3–30.

Runco, M. A., Jaeger, G. J. (2012). The Standard Definition of Creativity. Creativity Research Journal, 24(1), 92–96.

Sternberg, R., Lubart, T. (1998). The Concept of Creativity: Prospects and Paradigms. In R. Sternberg (Ed.), Handbook of Creativity (pp. 3–15). Cambridge University Press.

Studenski, P. (1958). The Income of Nations: Theory, Measurement, and Analysis: Past and Present: A Study in Applied Economics and Statistics, Vol. 1. New York University Press.

Therborn, G. (1976). Science, Class, and Society. New Left Books.

Опубликован
2024-06-29
Как цитировать
Переяслов А. Д. (2024). Общественное измерение креативности и исторический материализм. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 9(2), 109-131. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/17361
Раздел
Научные статьи