Проблема цифрового неравенства пожилых людей в Беларуси: методологический и эмпирический анализ

  • Снежана Николаевна Воронина Институт социологии НАН Беларуси
  • Диана Дмитриевна Кармызова Институт социологии НАН Беларуси
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровое неравенство, пожилые люди.

Аннотация

Повсеместное распространение цифровых технологий стало определяющей чертой современной культуры, экономики, политики и в целом общества современного типа, что привело к возникновению вопроса о вовлечении всех граждан в цифровую среду. На этом фоне авторы утверждают, что проблема интеграции пожилых людей в цифровое общество требует более детального рассмотрения. Феномен цифрового неравенства, возникающий в обществах современного типа, охватывает спектр образовательных, социально-экономических и культурных барьеров, которые поддерживают и воспроизводят эту форму неравенства. На основании данных эмпирического исследования выделены индикаторы, отражающие степень взаимодействия пожилых людей с цифровыми устройствами, технологиями и услугами. Результаты позволяют заключить, что место проживания, уровень образования и включенность в трудовую деятельность положительно влияют на пользовательский потенциал пожилых людей.

БЛАГОДАРНОСТЬ
Статья подготовлена в рамках гранта «Цифровое неравенство как фактор социального исключения пожилых людей в Республике Беларусь», финансируемого БРФФИ, № Г22М-007 от 4 мая 2022 г.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Снежана Николаевна Воронина, Институт социологии НАН Беларуси

научный сотрудник

Диана Дмитриевна Кармызова, Институт социологии НАН Беларуси

научный сотрудник

Литература

Беликов, В. А. (2019). Характеристика этапов десоциализации личности в пожилом возрасте. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, (2), 210–227. https://10.25588/CSPU.2019.68.35.015

Беликов, В. А., Романов П. Ю., Валеев А. С., и Григорьев Е. Н. (2020). Деятельностный фактор предупреждения или смягчения десоциализации личности. Педагогика. Вопросы теории и практики, 5(6), 719–726. https://doi.org/10.30853/ped200148

Кучмаева, О. В. (2018). Социальная активность пожилых россиян и перспективы реализации политики «активного старения». Население и экономика, 2(4), 47–84. https://doi.org/10.3897/popecon.2.e36060

Примак, Ю. А., Гизатова, И. А. (2012). Особенности социальной работы с пожилыми людьми. В М. Н. Ахметова, Ю. В. Иванова, К. С. Лактионов, М. Г. Комогорцев, В. В. Ахметова, В. С. Брезгин, А. В. Котляров, и А. С. Яхина (ред.), Педагогическое мастерство (II). Сборник материалов международной заочной научной конференции «Педагогическое мастерство (II)» (сс. 274–275). Буки-Веди. https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/

Смолькин, А. (2014). Уважение к старости: социологическая концептуализация. Социология власти, (3), 31–43. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tfqpjz

Blank, G., Groselj, D. (2014). Dimensions of Internet use: Amount, variety, and types. Information, Communication & Society, 17(4), 417–435. https://doi.org/10.1080/1369118X.2014.889189

Ferreira, D., Vale, M., Carmo, R. M., Encalada-Abarca, L., & Marcolin, C. (2021). The three levels of the urban digital divide: Bridging issues of coverage, usage and its outcomes in VGI platforms. Geoforum, (124), 195–206. https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2021.05.002

Hargittai, E. (2002). Second-Level Digital Divide: Differences in People’s Online Skills. First Monday, 7(4). https://doi.org/10.5210/fm.v7i4.942

Hargittai, E. (2005). Survey measures of web-oriented digital literacy. Social Science Computer Review, 23(3), 371–379. https://doi.org/10.1177/0894439305275911

Hargittai, E., Hsieh, Y. P. (2011). Succinct survey measures of web-use skills. Social Science Computer Review, 30(1), 95–107. https://doi.org/10.1177/0894439310397146

Stevenson, S. (2009). Digital Divide: A Discursive Move Away from the Real Inequities. The Information Society, 25(1), 1–22. http://dx.doi.org/10.1080/01972240802587539

van Deursen, A. J. A. M., Helsper, E. J. (2015a). A nuanced understanding of Internet use and non-use among the elderly. European Journal of Communication, 30(2), 171–187. https://doi.org/10.1177/026732311557805

van Deursen, A. J. A. M., Helsper, E. J. (2015b). The Third-Level Digital Divide: Who Benefits Most from Being Online? Communication and Information Technologies Annual, (10), 29–52. https://doi.org/10.1108/S2050-206020150000010002

van Deursen, A. J. A. M., van Dijk, J. A. G. M. (2010). Measuring Internet skills. International Journal of Human-Computer Interaction, 26(10), 891–916. https://doi.org/10.1080/10447318.2010.496338

van Dijk, J. A. (2005). The deepening divide: Inequality in the information society. SAGE Publications, Inc., https://doi.org/10.4135/9781452229812

van Jaarsveld, G. M. (2020). The Effects of COVID-19 Among the Elderly Population: A Case for Closing the Digital Divide. Frontiers in Psychiatry, (11), Article 577427. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.577427

Vaportzis, E., Clausen, M. G., & Gow, A. J. (2017). Older Adults Perceptions of Technology and Barriers to Interacting with Tablet Computers: A Focus Group Study. Frontiers in Psychology, (8), Article 1687. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01687

Vehovar, V., Sicherl, P., Hüsing, T., & Dolnicar, V. (2006). Methodological Challenges of Digital Divide Measurements. The Information Society, 22(5), 279–290. https://doi.org/10.1080/01972240600904076

Warschauer, M., Matuchniak, T. (2010). New Technology and Digital Worlds: Analyzing Evidence of Equity in Access, Use, and Outcomes. Review of Research in Education, 34(1), 179–225. https://doi.org/10.3102/0091732X09349791

Yu, R. P., Ellison, N. B., McCammon, R. J., & Langa, K. M. (2016). Mapping the two levels of digital divide: Internet access and social network site adoption among older adults in the USA, 19(10), 1445–1464. https://doi.org/10.1080/1369118X.2015.1109695

Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Воронина С. Н., & Кармызова Д. Д. (2023). Проблема цифрового неравенства пожилых людей в Беларуси: методологический и эмпирический анализ. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 8(2), 93-110. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/17270
Раздел
Научные статьи