От научных картин к образам мира медиапотребителя: теоретические основы их генезиса

Ключевые слова: дисциплинарные картины мира, образы мира, социальный конструктивизм, влияние массмедиа, Ф. де Соссюр, П. А. Сорокин, Н. Луман, М. Бергхаус

Аннотация

В статье исследуется генезис эмпирически наблюдаемой мозаичной картины мира в массовом сознании, где наряду с рациональным знанием представлены обломки древних, мифологических, средневековых и медийно-развлекательных материалов. Рациональная механистическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, но испытала трансформацию под влиянием революции в физике конца XIX – начала XX вв., дифференцировавшей теоретическое описание микро-, макро- и мегамира (Н. Бор, Э. Шредингер, А. Эйнштейн), пересмотревшей логику причинности, которая была потеснена вероятностным характером описания мироустройства, событий и процессов в нем. Новая картина мира вызвала философскую реакцию (А. Бергсон), в результате которой было обосновано привилегированное значение наблюдателя из повседневного земного мира. Физическая картина мира повлияла на развитие естественнонаучных картин мира (биологическая, химизм В. И. Вернадского), исторические и социологические образы истории культуры и общества (О. Шпенглер, П. А. Сорокин). Эмпирически наблюдаемый мозаичный образ мира респондента в массовом обществе потребления является результатом влияния системы образования и индивидуального стиля медиапотребления, охватывающего популяризацию научного знания, новостных передач и развлекательных материалов, не претендующих на научную истинность. Теоретическое описание вклада массмедиа в картину мира респондента достигнуто с использованием теории коммуникации Н. Лумана, М. Бергхаус, Ф. де Соссюра, конструктивистского анализа художественного произведения В. Беньямином, исследований языковых картин мира в лингвистике.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Николай Александрович Головин, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор социологических наук, профессор 

Литература

Антоновский, А. Ю. (2005). Массмедиа — трансцендентальная иллюзия реальности? Н. Луман, Реальность массмедиа (А. Ю. Антоновский, пер.) (сс. 221–248) . Праксис.

Беньямин, В. (2012). Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости (И. Болдырева и др., пер.). Учение о подобии. Медиаэстетические произведения (сс. 190–234). РГГУ. (Первоисточник опубликован в 1936 г.).

Бергер, П., и Лукман, Т. (1995). Социальное конструирование реальности (Е. Руткевич, пер.). Медиум. (Первоисточник опубликован в 1966 г.).

Бергсон, А. (2013). Длительность и одновременность (По поводу теории Эйнштейна) (А. А. Франковский, пер.). Добросвет. (Первоисточник опубликован в 1911 г.).

ВЦИОМ. (2022, 2 августа). Почему необходимо просвещение, или снова о распространенных заблуждениях. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pochemu-neobkhodimo-prosveshchenie-ili-snova-o-rasprostranennykh-zabluzhdenijakh

Вернадский, В. И. (1940). Биогеохимические очерки: 1922–1932 гг. Изд. Академии наук СССР.

Визе фон, Л. (2021). Идеациональная и чувственная культура: к учению П. Сорокина о динамике социальной жизни (Н. А. Головин, пер.). Журнал социологии и социальной антропологии, 24(3), 38–57. https://doi.org/10.31119/jssa.2021.24.3.3

Дюльдина, Э. В., Клочковский, С. П., Гельчинский, Б. Р., Габриелян, О. С., и Барышникова, Н. И. (2012). Естественнонаучная картина мира: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования. Изд. центр «Академия».

Жидков, В. С., и Клявина, Т. А. (2005). Социология искусства: учебник. Искусство-СПб.

Зализняк, А. А., Левонтина, И. Б., и Шмелев, А. Д. (2012). Константы и переменные русской языковой картины мира. Языки славянских культур.

Касьянова, К. (2003). О русском национальном характере. Академический проект, Деловая книга.

Леонтьев, А. Н. (2000). Образ мира. Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова (ред.), Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов (сс. 139–149). Смысл. (Первоисточник опубликован в 1983 г.).

Луман, Н. (2005). Реальность масс-медиа (А. Ю. Антоновский, пер.). Праксис. (Первоисточник опубликован в 1995 г.).

Манн, Т. (2009). Об учении Шпенглера (Э. Эткинд, пер.). Аристократия духа (сс. 115–122). Культурная революция. (Первоисточник опубликован в 1924 г.).

Пленков, О. Ю. (2014). Истоки современности (динамика и логика развития Запада в Новейшее время). В. Даль.

Смирнов, А. В. (ред.). (2020). История арабо-мусульманской философии: учебник и антология. Академический проект.

Соколов, К.Б. (2011). Современное мифотворчество и искусство. Г. М. Юсупова (ред.), Культурологические записки, (13), 11–65.

Сорокин, П. А. (2020). Социальная и культурная динамика (В. В. Сапов, пер.). Академический проект. (Первоисточник опубликован в 1937–1941 гг.).

Соссюр, Ф. де. (2000). Заметки по общей лингвистике (Б. П. Нарумов, пер.). Прогресс. (Первоисточник опубликован в 1974 г.).

Соссюр, Ф. де (1999). Курс общей лингвистики (А. Сухотин, пер.). Издательство Уральского университета. (Первоисточник опубликован в 1916 г.).

Хобсбаум, Э. (2017). Разломанное время: культура и общество в двадцатом веке (Н. Охотин, пер.). АСТ. (Первоисточник опубликован в 2013 г.).

Шпенглер, О. (2009). Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории в 2-х томах. (И. И. Маханькова, пер.). Том 1. Образ и действительность. Академический проект. (Первоисточник опубликован в 1918 г.).

Шпенглер, О. (2020). Возраст американских культур. История и политика (сс. 273–285). Владимир Даль. (Первоисточник опубликован в 1933 г.).

Шредингер, Э. (1999). Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки (Ю. А. Данилова, пер.). Регулярная и хаотическая динамика. (Первоисточник опубликован в 1944 г.).

Эйнштейн, А. (1967). Автобиографические наброски. Собрание научных трудов в 4-х томах. Том 4. Статьи, рецензии, письма. Эволюция физики (сс. 350–356). Наука.

Berghaus, M. (1999). Wie Massenmedien wirken. Ein Modell zur Systematisierung. [Как работают СМИ. Модель для систематизации]. Rundfunk und Fernsehen, (2), 181–199.

Luhmann, N. (1993). Veränderungen im System gesellschaftlichen Kommunikation und die Massenmedien [Изменения в системе социальных коммуникаций и СМИ]. Soziologische Aufklärung. 3. Soziales System, Gesellschaft, Organisation [Социологическое Просвещение. 3. Социальная система, общество, организация] (pp. 309–320). Westdeutscher Verlag.

Опубликован
2022-11-18
Как цитировать
Головин Н. А. (2022). От научных картин к образам мира медиапотребителя: теоретические основы их генезиса. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 7(4), 5-26. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/16318
Раздел
Научные статьи