Истерия как стратегия репрезентации в искусстве Франции второй половины XIX века

  • Дарья Олеговна Мартынова Университет ИТМО, Фонд поддержки и развития современного искусства “Art.Coordinate”

Аннотация

В статье будет рассмотрен процесс превращения болезни истерии в социокультурный феномен и стратегию репрезентации во второй половине XIX века. Автор приходит к выводу, что верификация симптомов и фаз истерии художественными средствами совпадает с концепцией Фуко о процессе эстетизации болезни. Использование художественной иконографии истерии, заострявшей проблематики бинарной оппозиции здоровья и болезни и отношений между врачом и пациентом, становится заманчивым способом завуалированной репрезентации различных дискурсов второй половины XIX века: политических, социальных и других. Интертексты истерических контрактур можно проследить в ряде произведений искусства. Анализируя и сравнивая эти произведения со сформированной в больнице иконографией истерии, можно проследить процессы изменений репрезентации человеческого тела в искусстве под влиянием новых открытий медицины. В связи с этим представляется актуальным продолжить исследование истерии в области визуальности, поскольку до сих пор нет полноценного исследования проникновения истерии в сферу искусства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Дарья Олеговна Мартынова, Университет ИТМО, Фонд поддержки и развития современного искусства “Art.Coordinate”

преподаватель, куратор

Литература

Archimedes, S. M. (2005). Gendered Pathologies: The Female Body and Biomedical Discourse in the Nineteenth-Century English Novel. Routledge.

Betterton, R. (1996). Intimate Distance: Women, Artists and the Body. Routledge.

Bogousslavsky, J., & Boller, F. (2013). Jean-Martin Charcot and art: Relationship of the “founder of neurology” with various aspects of art. Progress in Brain Research, 203, 185–199. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-62730-8.00007-4

Bonduelle, M., & Gelfand, T. (1998). Hysteria Behind the Scenes: Jane Avril at the Salpêtrière. Journal of the History of the Neurosciences, 8(1), 35–42. https://doi.org/10.1076/jhin.8.1.35.1778

Braun, J. (Ed.). (2020). Performing Hysteria. Images and Imaginations of Hysteria. Leuven University Press.

Braun, J. (Ed.). (2021). Hysterical Methodologies in the Arts. Rising in Revolt. Palgrave Macmillan.

Charcot, J.-M., & Richer, P. (1887). Les démoniaques dans l’art. Delahaye et Lecrosnier.

Didi-Huberman, G. (1982). Invention de L’Hystèrie: Charcot et l’Iconographie Photographique de la Salpêtrière. Macula.

Edwards, M. W. (1960). Representation of Maenads on Archaic Red-Figure Vases. The Journal of Hellenic Studies, 80, 78–87. https://doi.org/10.2307/628377

Eidenbenz, C. (2012). Les mots de l’hystérie: de la Salpêtrière au serpentinisme. Musée Félicien Rops.

Foucault, M. (1998). The History of Sexuality Volume 1: The Will to Knowledge. Penguin.

Furse, A. (2020). Performing Nerves: Four Plays, Four Essays, On Hysteria. Routledge.

Gherovici, P. (2014). Where Have the Hysterics Gone?: Lacan’s Reinvention of Hysteria. English Studies in Canada, 40(1), 47–70.

Goldstein, J. (2012). Censorship of Caricature and the Theater in Nineteenth-Century France: An Overview. Yale French Studies, (122), 14–36.

Gordon, R. B. (1989). Le caf conc’ et l’hystérie. Romantisme, (64), 9–21. https://www.persee.fr/doc/roman_0048-8593_1989_num_19_64_5586

Guerin, A. (1887). Une visite à la Salpêtrière. La Rеvue Illustré, juin, 97–103.

Harsin, J. (1992). Gender, Class, and Madness in Nineteenth-Century France. French Historical Studies, 17(4), 1048–1070. https://doi.org/10.2307/286842

Marshall, J. W. (2016). Performing Neurology: The Dramaturgy of Dr Jean-Martin Charcot. Palgrave Macmillan US.

Maupassant, G. (1882). Une femme. Gil Blas, 16 août, 2–11.

Meige, H. (1894). Les possédés des dieux dans l’art antique. Nouvelle iconographie de la Salpêtrière. Clinique des maladies du système nerveux, 35–64.

Mirbeau, O. (1885). Le Siècle de Charcot. L’Événement, 29 mai, 83–89.

Mirzoeff, N. (1995). Silent poetry: deafness, sign, and visual culture in modern France. Princeton University Press.

Petrovskaya, E. (2019). Perturbation of the sign. Culture against Transcendence. Commonplace.

Preez, A. (2004). Putting on appearances: Mimetic representations of hysteria. De arte, 39(69), 47–61. https://doi.org/10.1080/00043389.2004.11877020

Radkau, J. (1998). Das Zeitalter der Nervosität: Deutschland zwischen Bismarck und Hitler. Carl Hanser.

Rajchman, J. (1988). Foucault’s Art of Seeing. October, 44, 88–117. https://doi.org/10.2307/778976

Richer, P. (1885). Etudes cliniques sur la grande hystérie, ou hystéro-épylepsie. Delahaye and Lecrosnier.

Ruiz-Gomez, N. (2013). A Hysterical Reading of Rodin’s Gates of Hell. Art History, 36(5), 994–1017. https://doi.org/10.1111/1467-8365.12047

Showalter, E. (1993). On Hysterical Narrative. Narrative, 1(1), 24–35.

Showalter, E. (1997). Hystories: Hysterical Epidemics and Modern Culture. Picador.

Starkey, M. L. (1949). The Devil in Massachusetts: A Modern Inquiry into the Salem Witch Trials. Alfred A. Knopf.

Tourette, G. (1889). Documents satiriques sur Mesmer. Nouvelle iconographie de la Salpêtrière, 196–202.

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
МартыноваД. О. (2021). Истерия как стратегия репрезентации в искусстве Франции второй половины XIX века. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(4), 76-86. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/13761
Раздел
Научные статьи