Бесконечное присутствие и перманентное отсутствие: роль сценографии, материальности и аффективных процессов в репрезентации травмы в современном российском театре

  • Ольга Сергеевна Николаева Александровский институт, Университет Хельсинки; Мюзикверкет, Стокгольм

Аннотация

По мнению искусствоведа Гризельды Поллок, репрезентация травмы в искусстве должна пониматься в равной степени как в контексте ее бесконечного присутствия, так и ее перманентного отсутствия. В свою очередь, театровед Мириам Хотон подчеркивает, что процесс сценической визуализации позволяет создавать общее пространство, в котором неописуемое травмы и травматического опыта будет стремиться к артикуляции и восприятию.

На примере двух спектаклей в данной статье анализируются аспекты репрезентации травмы в современном российском театре с опорой на последние исследования в области сценографии, в контексте которых сценография понимается не как фон для драматического текста, а как перформативная ситуация и как агент коммуникации спектакля. В частности, в статье рассматриваются взаимоотношения между материальностью тела, предмета и пространства и анализируется роль одушевленных и неодушевленных объектов в создании атмосферы и аффективных процессов в театре.

Автором рассмотрена сценография спектаклей, в основе которых лежит репрезентация травматического опыта в контексте известных событий новейшей истории советского и постсоветского периодов: «Считалка» (реж. Евгения Беркович, сцен. Ксения Сорокина) и «872 дня. Голоса блокадного города» (реж. Татьяна Воронина, сцен. Елена Жукова). Первый спектакль, поставленный в 2018 г. в театральном пространстве «Боярские палаты» в Москве независимым театральным коллективом «Дочери СОСО», рассказывает историю двух девочек-подростков, оказавшихся в эпицентре грузино-абхазского конфликта. Второй спектакль, поставленный в 2019 г. в театре «Суббота» в Санкт-Петербурге, обращается к теме выживания и гибели в контексте блокадного Ленинграда.

С опорой на понятия сценографического ориентирования и сценографического материализма в статье анализируется роль аффективных и смыслообразующих процессов в зрительском восприятии и рассматривается, какие аспекты сценографии позволяют воспроизводить невоспроизводимое — травму и травматический опыт. Целью данной статьи является создание потенциальной аналитической структуры для рассмотрения репрезентации травмы в контексте театрально-постановочной практики не только в среде российского, но и современного театра в целом.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ольга Сергеевна Николаева, Александровский институт, Университет Хельсинки; Мюзикверкет, Стокгольм

постдок

Литература

Исупова, Ю. (2018). Женя Беркович: «Считалка», проект «Дочери СОСО», Москва. Maskbook. http://maskbook.ru/zhenya-berkovich/

Трубина, Е. (2009). Феномен вторичного свидетельства: между безразличием и «отказом от недоверчивости». С., Ушакин, и Е., Трубина (сост.), Травма: Пункты (сс. 171–205). Новое Литературное Обозрение.

Barskova, P. (2010). Introduction. Slavic Review, 69(2), 277–280. http://www.jstor.org/stable/25677098

Bennett, J. (2010). Vibrant Matter: A Political Ecology of Things. Duke University Press.

Bennett, J. (2005). Empathic Vision: Affect, Trauma, and Contemporary Art. Stanford University Press.

Caruth, C. (1996). Unclaimed Experience: Trauma, Narrative, and History. Johns Hopkins University Press.

Dobrenko, E., & Shcherbenok, A. (2011). Introduction Between History and the Past: The Soviet Legacy as a Traumatic Object of Contemporary Russian Culture. Slavonica, 17(2), 77–84. https://doi.org/10.1179/136174211X13122749974122

Funch, B. S. (1997). The Psychology of Art Appreciation. Museum Tusculanum Press.

Hann, R. (2019). Beyond Scenography. Routledge.

Haughton, M. (2018). Staging Trauma: Bodies in Shadow. Palgrave Macmillan.

McKinney, J. (2013). Scenography, Spectacle and the Body of the Spectator. Performance Research: A Journal of the Performing Arts, 18(3), 63–74. https://doi.org/10.1080/13528165.2013.818316

McKinney, J., & Scott, P. (Eds.). (2017). Scenography Expanded: An Introduction to Contemporary Performance Design. Bloomsbury Methuen Drama.

McKinney, J. (2019). Scenographic materiality: Agency and Intra-Action in stage designs by Katrin Brack. In B. E. Wiens (Ed.), Contemporary Scenography: Practices and Aesthetics in German Theatre, Arts and Design. Performance and Design, Contemporary German (pp. 57–73). Bloomsbury Publishing PLC. https://doi.org/10.5040/9781350064508.0011

Parekh-Gaihede, R. (2012). Breaking the Distance: Empathy and Ethical Awareness in Performance. In D. Reynolds, & M. Reason (Eds.), Kinesthetic Empathy in Creative and Cultural Practice (pp. 219–236). Intellect. https://anideaaday.files.wordpress.com/2010/09/kinesthetic-empathy.pdf

Pollock, G. (2009). Art/Trauma/Representation. Parallax, 15(1), 40–54. https://doi.org/10.1080/13534640802604372

Reynolds, D., & Reason, M. (2012). Introduction. In D. Reynolds, & M. Reason (Eds.), Kinesthetic Empathy in Creative and Cultural Practice (pp. 17–26). Intellect. https://anideaaday.files.wordpress.com/2010/09/kinesthetic-empathy.pdf

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
НиколаеваО. С. (2021). Бесконечное присутствие и перманентное отсутствие: роль сценографии, материальности и аффективных процессов в репрезентации травмы в современном российском театре. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 6(4), 59-75. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/13760
Раздел
Научные статьи